АБХАЗСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА Литература.
Одним из источников, питавших абх. художеств, лит-ру с момента её возникновения,
явился фольклор. В абх. фольклоре представлены мн. жанры - от героич. эпич.
сказаний о богатырях нартах и об Абрскиле до лирич. песен и мудрых афоризмов.
Первую попытку составления абх. алфавита на рус. графич. основесделал в
1862рус. языковед П. К. Услар. Первый абх. букварь был издан в 1865. В
1892 вышла обновлённая и исправленная Абхазская азбука , составленная Д.
И. Гулиа и К. Д. Мачавариани. Основоположником художеств, лит-ры был нар.
поэт Абхазии Д. И. Гулиа; в 1912 он издал свой первый поэтич. сб. Стихотворения
и частушки . В 1919 начала выходить первая абх. газета Апс-ны (ред. Д.
И. Гулиа), вокруг к-рой собирались молодые писатели. В 1919 Д. И. Гулиа
написал рассказ Под чужим небом , положивший начало абх. прозе. В 1920
С. Я. Чанба опубликовал первую абх. драму Махаджиры начал творческую деятельность
поэт И. Когониа. В лучших своих поэмах, опубл. в 1925 ( Абатаа Беслан ,
Навей и Мзауч , Хмыдж-охотник , Зосхан Ачба и сыновья Беслана Жанаа ),
он отразил героику нар. жизни. После установления Сов. власти (1921) в
А. были созданы условия для развития реалистич. лит-ры, наметился переход
к силлабо-тонич. стихосложению. В 30-40 е гг. абх. писатели создали произв.,
получившие широкое признание: роман Камачич (1940) и драма Призраки (1946)
Д. И. Гулиа; повести Сейдык (1934) С. Я. Чанбы; Рождение колхоза "Вперёд"
(1931) В. В. Агрбы; романы: Темыр (1937), Женская честь (1949) И. Г. Папаскири.
Позже появились книга рассказов Ала-мыс (1961) М. А. Лакербая; стихи, поэмы,
рассказы Л. Квициниа, Ш. Цвижбы, Л. Лабахуа, К. Агумаа, Д. Дарсалиа,
С. Кучбериа,
М. Хашбы, П. Чкадуа; стихи, поэмы и романы в стихах Мои земляки (1950),
Песнь о скале (1958) нар. поэта Абхазии Б. Шинку бы; произв. И. Тарбы,
А. Ласуриа, А. Джонуа, Ч. Джонуа, К. Ломиа, К. Чачхалиа, М. Папаскири,
Г. Гублиа, В. Анквабы, А. Аджинджала. Жизни абх. народа посвящены мн. произведения
Г. Гулиа, пишущего на рус. яз. Из лит. молодёжи выдвинулись Н. Тарба, А.
Гогуа, Ш. Чкадуа, Д. Ахуба. Для детей пишут: Д. Тапагуа, Г. Папаскири и
др. В области критики работают Ш. Инал-Ипа, X. Бгаж-ба, М. Делба, Ш. Салакаиа
и др. На абх. яз. переведены мн. произведения рус., груз, и зап.-европ.
классики. В содружестве с абх. писателями работает группа талантливых литераторов,
пишущих на груз., рус. и арм. языках, - ТТТ. Акобия, А. Джидарян, Л. Любченко
и др. И. К. Тарба.
Архитектура
и изобразительное искусство. В А. сохранились дольмены эпохи бронзы (2-я
пол. 3-го - нач. 2-го тыс. до н. э.), следы циклопич. сооружений, остатки
антич. и раннесредневековых гражд. и оборонит, построек (руины городов
Диос-курии - Себастополиса, Анакопии, Пи-тиунта, 160-км Абхазской
стены и др.). С принятием христианства (6 в.) в А. проникают визант. влияния.
В культовой архитектуре 6-8 вв., отличающейся гео-метрич. простотой форм
(церковь древней крепости в Гагре, одноапсидная базилика в Новом Афоне),
проявляются вместе с тем местные строит. традиции (использование грубых
квадров камня). В эпоху Абх. (кон. 8-10 вв.) и Груз. (10-13 вв.) царств
ср.-век. архитектура А. достигает высокого расцвета. Постройкам этого времени
свойственны сдержанная строгость и многообразие форм, скупость резного
декора (базилики в Амбаре, Гантиади, стройные купольные базилики в Мокве
и Лыхны, кресто-вокупольные храмы в Дранде, Новом Афоне, Агу-Бедна, Пицунде
и др.). К 11-12 вв. относятся дворец в Бедна, однопролётный арочный мост
на р. Бе-слети, ряд крепостных сооружений (замок Баграта в Сухуми и др.).
В период феод, раздробленности (14-16 вв.) и тур. экспансии (16 - нач.
19 вв.) стр-во резко сокращается; воздвигаются гл. обр. крепости и замки.
С присоединением к России (1810) и развитием капитализма (кон. 19 - нач.
20 вв.) начинается рост пример, городов, стр-во пром. и адм. зданий, частных
дач, вилл, гостиниц и санаториев (гостиница и дворец в Гагре, дом Алоизи
в Сухуми, санаторий в Гульрипши).
В социалистич.
А. осуществляются реконструкция и благоустройство городов, реставрация
памятников. В Сухуми построены Дом правительства Абх. АССР (1932-39, арх.
В. А. Щуко, В. Г. Гель-фрейх), гостиница Абхазия (1938, арх. Ю. С. Голубев,
Ю. В. Щуко), ж.-д. вокзал (1951, арх. Л. и Л. Мушкудиа-ни), Ин-т субтропич.
х-ва (1968, арх. Д. Кипшидзе, О. Пайчадзе, К. Цулая). С нач. 1960-х гг.
развернулось типовое жил. стр-во. Утверждён проект перепланировки Сухуми
(1968). Строится морской вокзал (1969). На побережье развернулось курортное
стр-во: в Новом Афоне, Гудауте, Гагре (дом отдыха Сов. Мин. Груз. ССР,
1935, арх. Н. П. Северов; санаторий Украина , 1936, арх. Я. А. Штейноерг;
дом отдыха им. 17-го партсъезда, 1952, арх. А. Алхазов; дом отдыха Россия
, 1969, арх. Ю. Л. Шварц-брейм) и Сухуми (дом отдыха Синоп , 1967, арх.
В. Алекси-Месхишвили; дом отдыха композиторов, 1969, арх. Ш. Давиташвили,
Г. Джабуа). В 1959-67 создан новый курортный комплекс в Пицунде (группа
архитекторов во главе с М. В. Посохиным).
В нар. зодчестве
А. сохраняются восходящие к глубокой древности плетёные и деревянные жилища
с шатровой и пирамидальной крышей, прямоугольные или округлые в плане (акуаскиа,
апацха, амхара, абора и др.). Распространено 2-этажное жилище (нижний этаж
каменный, верхний - деревянный) с галереей по фасаду. В совхозах и колхозах
расширяется стр-во благоустроенных кам. зданий.
В А. издревле
развивалось изобразит, и декоративное иск-во. К эпохам неолита и бронзы
восходят древнейшие произведения мелкой пластики (статуэтки людей и животных,
гл. обр. собак, овец и баранов, из глины и бронзы), образцы орна-ментиров.
керамики, художеств, изделий из металла (бронз, топоры, пряжки, браслеты,
застёжки, украшенные скульптурными и гравиров. изображениями животных).
Уникальны бронз, ритон из с. Бамбора (нач. 1-го тыс. до н. э.), мраморная
рельефная стела (5 в. до н. э.) из Сухуми, ранневизант. мозаика из Пицунды
(4-5 вв.), чеканный золотой потир 11 в. из с. Бедна, миниатюры Моквского
и Пицундского евангелий нач. 14 в., фрески 14-16 вв. в храмах Лыхны, Пицунды
и др.
В становлении
совр. изобразит, иск-ва в А. важную роль сыграли художеств, студия, открытая
в 1918 в Сухуми первым проф. абхазским художником А. К. Шервашидзе (Чачба),
а также творчество худ. А. И. Садкевича, В. С. Контарева, О. А. Сегаль,
Л. Н. Невского и др. В 1935 в Сухуми была открыта худо-' жеств. школа и
в 1937 - училище. Изобразит, искусство получило дальнейшее развитие. Живописцы
(И. П. Цомая, В. Ф. Европина, Н- О. Табукашвили, В. Я. Щеглов, О. В. Брендель,
X. Т. Авидзба, С. Габелиа и др.) создают тематич. композиции на ист. и
ре-волюц. темы, натюрморты, пейзажи. Развиваются станковая и иллюстрац.
графика (В. Д. Бубнова, Ч. В. Кукуладзе, В. Месхи и др.), портретная и
монумент, скульптура (А. И. Размадзе, М. Е. Эшба, В. Э. Иуанба, Б. Г. Гогоберидзе,
Ю. В. Чкадуа). В декоративно-прикладном нар. иск-ве развиты ткачество,
резьба по дереву, кости и рогу, чеканка и гравировка по металлу, вышивка
золотыми и серебряными нитками, плетение узорчатых поясов. 3. С. Аршба,
Л. К. Кация.
Музыка. Абх.
нар. музыка многоголосна. Двух- и трёхголосные песни абхазов необычайно
своеобразны. Среди образцов нар. творчества много песен, муз. строй к-рых
свидетельствует об их древнем происхождении. К их числу относятся культовые
песни, большое количество охотничьих и трудовых песен. Особое место в абх.
муз. фольклоре занимает историко-героич. эпос, ярко отразивший суровую
и мужеств. жизнь народа и его характер. Новый быт и мироощущение выражены
в совр. нар. песнях. Среди абх. муз. инструментов - аюмаа (угловая арфа),
ахымаа (инструмент типа цитры, трапециевидная рама со струнами), апхерца
(двухструнный смычковый инструмент), ачарпан (род флейты) и др. В абх.
песнях инструмент обычно является аккомпанирующим, однако в нац. фольклоре
встречаются образцы и инструментальной музыки.
Записями абх.
нар. песен занимались К. Дзидзария, К. Ковач, И. Лакербай, Д. Н. Шведов,
А. М. Баланчивадзе, Ш. М. Мшвелидзе, И. Кортуа, В. Ахобад-зе, А. Позднеев
и др. На основе абх. нар. творчества созданы оперы: Изгнанники* Шведова
(пост. 1940, Москва, Ансамбль ВТО, отрывки), Мзия Баланчивадзе (пост. 1950,
Тбилиси), симф., камерно-инструментальные и вокальные произв.
После установления
Сов. власти в А. (1921) интенсивно развивается проф. муз. культура. В 1930
в Сухуми открыты Гос. муз. училище и муз. школа, при к-рых вскоре начали
функционировать Нар. хор под рук. П. Панцулая, симф. и духовой оркестры,
Гос. струнный квартет. В 1966 при муз. училище организована Оперная студия.
Большую творческую работу ведут Абх. гос. филармония, Гос. ансамбль песни
и танца А., хоровая капелла, симф. оркестр, Дом нар. творчества с его единственным
в мире хором столетних нар. певцов. Развито самодеят. иск-во (ансамбль
Апсны-67 и др.) С. П. Кецба, И. Е. Кортуа.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я