АВАНГАРДИЗМ
(франц. avant-gardisme, от авангард), условное наименование
художеств, движения 20 в., для к-рого характерны разрыв с предшествующей
традицией реалистич. художеств, образа, поиски новых средств выражения
и формальной структуры произведений. Термин А. возник в критике 20-х гг.
и утвердился в искусствознании (в т. ч. советском) в 50-е гг. Однако он
не приобрёл ещё чёткого науч. определения и разными историками лит-ры и
иск-ва в него вкладывается различное содержание. А.- широкое и сложное
проявление кризиса бурж. культуры 20 в., он вырос на почве анархического,
субъективистского миропонимания. В годы наиболее интенсивного развития
А. (1905-30) его черты выявились в ряде школ и течений модернизма (фовизм,
кубизм, фуреализм, лит-pa потока сознания , атональная музыка, додекафония
и др. и в то же время проявились в творчестве нек-рых крупных мастеров
20 в. в тот или иной период их художеств, деятельности.
В общем потоке
А. порой оказывались противоречивые тенденции, разные мастера с непохожими
творч. судьбами, различными идейно-эстетич. и обществ, позициями. В противоречивости
А. преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи. В нём отразились
упадок бурж. цивилизации, кризис иск-ва, растерянность и отчаяние перед
лицом обществ, катастроф и революц. потрясений; вместе с тем наступившая
эпоха пролет, революций рождает у нек-рых причастных к А. мастеров жажду
обновления и порой наивные мечтания о будущем, будто бы способные в своём
бунтарском порыве выразить революц. сущность эпохи. Одни авангардисты до
болезненности чутки к порокам бурж. общества, другие соскальзывают в хаос
субъективистских переживаний; иногда они накапливают немалые потенции социальной
критики, но часто бегут в анархич. цинизм всеобщего ниспровергательства;
они отражают нередко настроение тревоги, боли, протеста, либо отстраняются
от жизни, доходя до нигилизма, ввергая иск-во в лабиринт субъективистских
блужданий и чистого формотворчества. Иногда эти разные тенденции переплетаются
в одном и том же художеств, течении или служат исходным пунктом для творч.
размежевании. Нек-рые крупные художники поначалу в той или иной мере причастные
к А. (П. Элюар - Франция, В. Незвал - Чехословакия, Б. Брехт, И. Бехер,
X. Эйслер - Германия, Д. Ривера - Мексика), преодолев модернистские блуждания,
вышли к подлинно революц. и социалистич. иск-ву. Мн. представители А.,
неспособные преодолеть рамки бурж. сознания, оставались на позициях эстетич.
субъективизма и, всё более проникаясь упадочническим умонастроением, оказались
в числе столпов модернизма. Таковы - Дж. Джойс (Ирландия) и М. Пруст (Франция),
П. Мондриан (Нидерланды) и С. Дали (Испания), П. Клее (Швейцария) и В.
В. Кандинский. Причудливые зыбкие сочетания различных тенденций приводят
к характерной для всего А. эстетич. двойственности, противоречивости (напр.,
поэзия Г. Аполлинера, иск-во П. Пикассо- Франция) и зачастую к художеств,
эклектичности. При всём этом А. в целом пропитан бурж. и мелкобурж. индивидуализмом.
В СССР Окт.
социалистич. революция определила творч. путь таких больших художников-новаторов,
как В. В. Маяковский, В. Э. Мейерхольд, С. С. Прокофьев, в чьём творчестве
в ранний период так или иначе выявлялись черты А. Решительно преодолев
анангардистский индивидуализм и субъективизм, они стали ведущими мастерами
социалистич. художеств, культуры.
В нач. 30-х
гг. осн. масса авангардистов на Западе теряет демонстративно-бунтарский
характер своего творчества. Такие большие художники, как П. Пикассо, П.
Неруда (Чили), сумели преодолеть узость социальных позиций А., стали на
путь активной борьбы с фашизмом, связав свою деятельность с коммунистич.
движением.
.Западе происходит
оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм (драма абсурда,
новый роман , конкретная поэзия , поэзия итал. Группы 1963 , алеаторика
и др.). Но все эти неоавангардистские, теперь полностью модернистские течения
находятся в конфликте не столько с бурж. обществом, сколько с идеалами
коренного переустройства общества на началах социализма; они активно противостоят
не бурж. эстетич. концепциям, а лучшим демократич. и реалистич. традициям
культуры, теории и практике иск-ва социалистич. реализма. А. приобретает
всё более подчёркнуто элитарный, рафинированный характер, антисоциалистич.
направленность, пронизанную духом реакц. идеологии империализма, и углубляется,
как правило, в формальное экспериментирование.
Лит.: Маца
И., Проблемы художественной культуры XX века, М., 1969; Лиф-шиц М., Рейнгардт
Л., Кризис безобразия, М., 1968; Holthusen H. Е., Avangardismus und die
Zukunft der moder-nen Kunst, Munch., 1964. Г. А. Недашивин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я