АВВАКУМ
Петрович (1620 или 1621 - 14.4.1682), протопоп, один из основателей
рус. старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сел. священника.
В 1646- 1647, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия"и
стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в г. Юрьевце
Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. резко выступил
против церк. реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьёй был
сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А.
с офиц. церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от своих взглядов,
продолжал настойчивую борьбу с церк. нововведениями. В челобитной царю
он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли
к А. многочисл. сторонников, в т. ч. из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова
и др.). В 1664 А. был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на
церк. соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский
острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе А. не прекращал
идейной борьбы. Здесь он написал гл. произведения: Книгу бесед , Книгу
толкований , Житие (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с
ближайшими сподвижниками А. был сожжён в срубе.
Отстаивая старую
веру, А. в своих соч. резко обличал пороки представителей офиц. церкви
(чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость,
с к-рой они проводили реформу церк. обрядов. В борьбе со сторонниками Никона
А. обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность
А. была велика, обличит, проповеди его находили широкий отклик в среде
крестьян и посадских людей. В распространении его соч. участвовала даже
тюремная стража. Становясь на сторону старой веры , они выражали этим протест
против феод, гнёта. Однако формы борьбы, к-рые предлагал А., были реакционны:
самосожжение, религ. фанатизм, проповедь конца света.
А. был выдающимся
писателем своего времени. Его Житие является одним из замечат. произведений
др.-рус. лит-ры. Он сумел превратить традиц. жанр Жития в автобиографич.
повесть. Яркость образов и характеристик людей, сочность и непосредственность
живого рус. языка захватывают читателя.
Соч.: Житие
протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч., М., 1960.
Лит.: История
СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967; Гудзий Н. К.,
История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Малышев В. И., Библиография
сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917 - 1953 гг., в сб.:
Труды Отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М.-Л., 1954; Гусев В. Е.,
Житие протопопа Аввакума - произведение демократической литературы XVII
в., там же, [т.] 14, М.-Л., 1958; Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума
и ЕпифаНИя, М., 1963.
И. А. Булыгин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я