АВГУСТИН

АВГУСТИН Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Сев. Африка,
Нумидия,- 28.8.430, Гип-пон, Сев. Африка), христианский теолог, виднейший
представитель зап. патристики. Прошёл через увлечения манихейством
и скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона.
Духовному миру А. свойствен ряд противоречий: уникальная умств. восприимчивость
и устремление к связующей догме, развитое индивиду а листич. самосознание
и мистика сверхличной церковности. Онтология А. и его учение о боге как
абс. бытии следуют неоплатонизму, но А. пытался заново-продумать
старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеч.
мышления (предвосхищение осн. идеи Декарта). Бытие бога, по-А., можно непосредственно
вывести из самосознания человека, а бытие вещей - нет (ход мысли, близкий
Ансельму Кен-терберийскому и противоположный подходу Фомы Аквинского).
Психологизм А. выявляется в его учении о времени как корелляте помнящей,
созерцающей ц ожидающей души. Новой чертой мышления А. было внимание к
двум проблемам, мимо к-рых прошла антич. мысль: динамики человеч. личности
и динамики обще-человеч. истории. Первой из них посвящена Исповедь - лирич.
автобиография, рисующая внутр. развитие А. от младенчества до окончат,
утверждения в ортодокс, христианстве. С недостижимым для антич. литературы
и философии психологич. самоанализом А. сумел показать противоречивость
становления личности. При этом личностные тенденции философии А. сочетаются
с теологич. доктриной предопределения; от констатации тёмных бездн души
А. пришёл к выводу о необходимости божеств, благодати, к-рая выводит личность
из тождества себе и тем самым спасает . Проблема мистически осмысленной
диалектики истории поставлена в трактате О граде божием , к-рый написан
под впечатлением взятия Рима ордами Ала-риха в 410. А. усматривал два противоположных
вида человеч. общности: град земной , т. е. государственность, к-рая основана
на любви к себе, доведённой до презрения к богу , и град божий - духовную
общность, которая основана на любви к богу, доведённой до презрения к себе
. Град божий никак не тождествен идеалу теократии, в духе к-рого
истолковывали в средние века идеологи католицизма учение А. (он подчёркивал
бездомность града божьего , невозможность его приспособления к политич.
реальности). А. находил меткие слова для критики каиновского духа империи,
потребительски организованной позднеантич. цивилизации, бездумности римлян,
завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собств.
городом. Однако всякое насилие - от насилия над ребёнком в школе, выразительно
описанного в Исповеди , до гос. насилия - для А. есть следствие греховной
испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому
А. признавал необходимость гос. власти, им же охарактеризованной как большая
разбойничья шайка Влияние А. было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья
А. был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть
до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платонич. ориентация
ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче индивид,
эмоции, ранний протестантизм - переживание им благодати. Мотивы
исповеди в лит-ре сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план
опыт самонаблюдения А. В совр. католич. неосхоластике к А. апеллируют
мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма;, экзистенциалисты
видят в А. одного из своих предшественников.


Соч.:
Opera omnia, t. 1 - 11, P., 1864 - 65 (Patrologiae cursus compl., ser.
latina..., accur., J.-P. Migne, t. 32 - 47);врус.перlang=EN-US style='mso-ansi-language:EN-US'>.-Творения
Блаженного Августина, 2 изд., ч. 1 - 7, К., 1901 - 12.


Лит.: Трубецкой
Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке, ч. 1,
М., 1892; Герье В., Бл. Августин, М., 1910; Попов И. В., Личность и учение
Бл. Августина, т. 1, ч. 1 - 2, Сергиев Посад, 1916; Баскин М., Августин
как теоретик католицизма, Тр. Моск. ин-та истории, философии и лит-ры ,
1937, т. 1; История философии, т. 1, М., 1940, с. 391 -96; Мaiеr F. G.,
Augustin und das antike Rom, [Stuttg. - Koln], 1955; Jaspers K.,Die groBen
Philosopher!, Bd 1, Munch., 1957; Hessen J., Augustins Metaphysik der Erkenntnis,
Leiden, 1960; Deane H. A., The political and social ideas of St. Augustine,
N. Y. -L., 1963. С. С.Аверинтв.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я