АВЕРРОИЗМ
направление
в ср.-век. философии, основателем к-рого был араб, мыслитель 12 в. Ибн
Рушд (Аверро-эс). А. разрабатывал материалистич. тенденции аристотелизма
Ибн Рушда - идею вечности (следовательно, несотво-рённости) мира, смертности
души, теорию двойственности истины, отделяя и даже противопоставляя знание
вере, философию - теологии. Тем самым в А. намечалась антитеологич. тенденция
- то самое жизнерадостное свободомыслие, к-рое, по выражению Энгельса,
перешло к романским народам от арабов и подготовило материализм 18 в. (см.
Диалектика природы, 1969, с. 7). Благодаря переводам произв. Ибн Рушда
на лат. яз. А. получил распространение в Зап. Европе, где его гл. представителем
был Сигер Брабантскии, подвергнутый критике Фомой Аквинским (в соч.
<О единстве разума против аверроистов). Преследование А. католич. церковью
не приостановило его влияния на европ. философию, о чём свидетельствует
выступление исп. философа Луллия (13 в.). В Италии (в Падуанском
ун-те) влияние А. сохранялось вплоть до 16 в. В 1513 А. был осуждён Беневентским
собором.
Лит.: Ренан
Э., Аверроэс и аверро-изм, пер. с франц., К., 1903; Трахтенберг О. В.,
Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; Лей Г., Очерк
истории ср.-век. материализма, пер. с нем., М., 1962; О ' Lеаrу Lacy E.,
Arabic thought and its place in history, L., 1939. С. Н. Григорян.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я