АВИАГОРИЗОНТ
гироскопич.
прибор для измерения углов крена и тангажа летат. аппарата. Угол тангажа
- угол между продольной осью аппарата и горизонт, плоскостью, а угол крена
- угол наклона продольной плоскости аппарата к вертикали. Осн. части А.-
гироскоп
с
тремя степенями свободы, сохраняющий положение своей оси в пространстве
неизменным, и маятниковая система коррекции, устраняющая отклонения оси
ротора гироскопа от истинной вертикали. Во всех случаях несовпадения оси
ротора гироскопа с истинной вертикалью система коррекции, состоящая из
маятника, расположенного па внутр. раме гироскопа, и коррекционных двигателей,
вызывает прецессию оси (движение её в плоскости, перпендикулярной направлению
приложения силы) до тех пор, пока ось не займёт заданного ей положения.
Внешний вид авиагоризонта
со сферической шкалой и указателем скольжения.
Как только ось совпадает
с вертикалью, прецессия прекращается. На практике наиболее распространены
А., у к-рых на лицевой части прибора нанесён силуэт самолёта 2, неподвижный
относительно корпуса 1 и, следовательно, самолёта. За силуэтом находится
сфера 3, положение к-рой стабилизировано гироскопом. Нижняя половина сферы
окрашена в голубой цвет (небо), а верхняя - в коричневый (земля).
Линия раздела цветных полусфер служит линией искусств, горизонта
5-
На
сферу также нанесены шкалы для измерения углов тангажа 4
и крена
6.
Наблюдая за положением изображённого на шкале прибора силуэта относительно
перемещающейся линии искусств, горизонта, лётчик судит о наличии и величине
этих углов. В корпус А. вмонтирован также указатель скольжения 7 самолёта
с меткой нулевого положения 8. В прошлом применялись А. с пневматич.
гироскопами и корректирующими устройствами; в дальнейшем получили распространение
А. с электрич. гироскопами и корректирующими устройствами. Общая погрешность
показаний электрич. А. при прямолинейном полёте не превышает 10,
а после выхода из виража с креном 200 при скорости самолёта
400 км/ч -20, что практически обеспечивает возможность
пилотирования вне видимости земли.
Лит.: Фридлендер Г.
О., Козлов М. С., Авиационные гироскопические приборы, М., 1961.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я