АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
зародилась
в нач. 20 в., как крупная отрасль пром-сти развилась в годы 1-й мировой
войны 1914-18, огромного роста достигла в период 2-й мировой войны 1939-45
и после неё; относится к числу наиболее концентрированных отраслей современной
индустрии.
Авиационная промышленность
СССР.< Первые авиац. предприятия в России возникли в 1910-12. До
1917 насчитывалось примерно 15 небольших авиазаводов (ок. 10 тыс. рабочих).
Декретом Сов. пр-ва от 28 июня 1918 была проведена национализация авиазаводов,
в том же году создан Центральный аэрогидроди-намич. ин-т (ЦАГИ) (см.
Авиация).
В СССР совр. А. п. фактически
создана в процессе социалистич. индустриализации страны в период 1-й пятилетки1929-32,
когда был построен ряд крупных самолётостроит. и моторостроит. з-дов, а
также предприятий цветной и чёрной металлургии. Бурно развивалась А. п.
во 2-й пятилетке 1933-37. Объём произ-ва с 1933 по 1938 вырос в
5,5 раза. Коллективы конструкторских бюро под руководством виднейших авиаконструкторов
А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, В. М. Петлякова, С. В. Ильюшина, А.
С. Яковлева, А. И. Микояна и М. И. Гуревича, С. А. Лавочкина и др. создали
ряд оригинальных конструкций самолётов, к-рые по своим лётно-тактич. характеристикам
находились на уровне лучших зарубежных образцов. Сов. конструкторы авиадвигателей
В. Я. Климов, А. А. Микулин, А. Д. Швецов, В. А. Добрынин и др. создали
оригинальные типы авиадвигателей. На сов. самолётах были выполнены рекордные
беспосадочные перелёты Москва - США (1937) и др.
Выдающуюся роль сыграла сов.
А. п. в годы Великой Отечеств, войны 1941 - 1945. Заводы, эвакуированные
из прифронтовой полосы в вост. р-ны страны, были в короткий срок восстановлены
и расширены и обеспечивали Сов. Армию высококачественными боевыми и транспортными
самолётами (истребители А. С. Яковлева, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина,
штурмовики С. В. Ильюшина, бомбардировщики А. Н. Туполева,< С. В.
Ильюшина, В. М. Петлякова). Сов. А. п. превзошла А. п. фашистской Германии,
несмотря на то, что в период 2-й мировой войны произ-во самолётов в Германии
возросло с 8,3 тыс. в 1939 до 39,8 тыс. в 1944 (включая произ-во в оккупированных
странах). Выпуск самолётов в СССР составил 7900 в 1941, 22 800 в 1942,
35 000 в 1943, св. 40 000 в 1944 и 20 900 за 1-ю пол. 1945.
В послевоен. годы А. п. освоила
произ-во турбореактивных двигателей конструкции А. Г. Ивченко, Н. Д. Кузнецова,
А. М. Люльки, П. А. Соловьёва, С. К. Ту майского и др., что обеспечило
создание новых, более совершенных боевых самолётов А. Н. Туполева, А. И.
Микояна, В. М. Мясищева, П. О. Сухого, А. С. Яковлева.
А. п. технически перевооружила
гражд. возд. флот, обеспечив его совр. первоклассными самолётами: Ту-104,
Ту-114, Ту-124, Ту-134 конструкции Туполева, Ил-18, Ил-62 конструкции Ильюшина,
Ан-10, Ан-22, Ан-24, Ан-12 конструкции Антонова, Як-40 конструкции Яковлева
и др. Производятся также учебно-тренировочные и спортивные самолёты. На
мировом чемпионате 1966 самолёты Як-18 заняли 1-е место. Большое развитие
получило в СССР вертолё-тостроение (Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-8 и др. конструкции
М. Л. Миля).
В А. п. широко применяются
поточные линии, механизированные конвейеры, полуавтоматич. и автоматич.
станки и станки с программным управлением, используются прогрессивные виды
литья, объёмная и точная штамповка с минимальными припусками на обработку,различные
виды сварки (полуавтоматические и автоматические). В конструкции авиац.
техники и технологич. оснащения производств, участков применяются
стандартизованные элементы.
Значит, объём в А. п. СССР
занимает произ-во предметов широкого потребления (холодильники, стиральные
машины,< катера, лодочные моторы и др.), а также прокатное
произ-во из алюминиевых и титановых сплавов.
Авиационная промышленность
за рубежом. А. п. получила развитие в нек-рых зарубежных социалистич. странах
(Чехословакия, Польша, Китай). Среди капиталистич. стран выделяется А.
п. в США, Англии, Франции.
США. Массовое произ-во самолётов
развернулось в 1918 (было выпущено 14 200 самолётов). После 1-й
мировой войны произ-во самолётов сократилось, а с 1936 быстро росло. В
1939 выпущено 5911 самолётов. В период 2-й мировой войны А. п. США развивалась
в больших масштабах. Стр-во новых авиац. з-дов поручалось крупным монополиям,
однако в основном финансирование производилось за счёт гос. средств. В
1944 произ-во самолётов превысило 96 тыс. (при этом было привлечено большое
количество др. машиностроит. з-дов, гл. обр. автомобильных). После
окончания войны А. п. США осталась в основном воен. отраслью, превышающей
уровень произ-ва довоен. периода. В 60-х гг. А. п. США превратилась в авиаракетную
пром-сть с произ-вом самолётов, балли-стич. ракет и управляемых реактивных
снарядов. В 1966 было выпущено 16,4 тыс. гражд. самолётов и вертолётов.
Экспорт США в 1966 составил 3611 гражд. самолётов.
Англия. В 1918 А. п. Англии
выпустила св. 32 тыс. самолётов и 20 тыс. двигателей. Однако в дальнейшем
она резко сократила произ-во. В первые годы 2-й мировой войны, несмотря
на ускоренное развитие А. п., воешю-возд. силы Англии уступали Германии.
Англия
закупала воен. самолёты в США, а учебно-тренировочные в Канаде.
В 1944 А. п. Англии выпустила ок. 30 тыс. самолётов и ок. 65 тыс. двигателей.
После окончания 2-й мировой войны з-ды Англии производят, помимо авиац.
техники, ракеты и управляемые снаряды.
Франция. В 1914 было изготовлено
более 540 самолётов и 1100 авиадвигателей, в 1918-23 669 самолётов и ок.
44 600 авиадвигателей. Во время 2-й мировой войны Франция имела на вооружении
самолёты устаревшей конструкции. В 1965 авиакомпаниями Франции построено
383 самолёта и 820 авиадвигателей. Значит, часть продукции изготовлена
по иностранным заказам и поставлена на внешний рынок.
Производство
самолетов в отдельных капиталистических странах
|
|||
|
1963
|
1964
|
1965
|
США*
|
8121
|
10
067 |
12
646 |
Англия
|
450
|
319
|
415
|
Франция
|
422
|
353
|
383
|
*
Гражданские, включая вертолеты |
В 1967 произ-во самолётов
в США составило ок. 14 тыс. шт.
Из других капиталистич. стран
крупную А. п. имеют Канада и Япония. В ФРГ до 1955 было запрещено вести
н.-и. и опытно-конструкторские работы в области авиац. техники, однако
к 1965 она достигла в этой области существенных результатов (см. также
Авиа- и ракетостроительные монополии).
Лит. см. при ст. Авиация.
А. Н. Тер-Маркарян.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я