АВИАЦИЯ ПВО СТРАНЫ

АВИАЦИЯ ПВО СТРАНЫ один
из основных и наиболее манёвренных родов войск ПВО страны. Состоит
из истребит, авиации (ИА) и подразделений вспомогательной авиации. Назначение
ИА - уничтожать средства возд. нападения (самолёты, крылатые ракеты, автоматически
дрейфующие аэростаты и др.) на дальних и ближних подступах к прикрываемым
войскам, р-нам и объектам. Боевые задачи ИА решает во взаимодействии с
др. силами и средствами ПВО, а также с истребит, авиацией ВВС. Части ИА
входят в состав соединений ПВО. Первые истребит, авиационные отряды ПВО
Сов. Армии были созданы в 1918 для обороны Москвы, Петрограда, Кронштадта
и Тулы. До Вел. Отечеств, войны и в нач. войны все соединения и части ИА
входили в состав ВВС, при этом часть их выделялась для выполнения задач
ПВО объектов страны. В янв. 1942 эта часть ИА была включена в состав войск
ПВО страны и стала самостоят, родом войск. На её вооружении состояли самолёты-истребители
с высокими лёт-но-тактич. данными и мощным стрелково-пушечным вооружением
(МиГ-1, МиГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 и др.). После
Вел. Отечеств, войны на вооружение ИА поступили реактивные истребители.
См. рис. 1 и 2.


Важнейшие боевые свойства
ИА: манёвренность, высокие огневые возможности, способность уничтожать
возд. цели днём и ночью, в различных метеороло-гич. условиях, на дальних
подступах ог прикрываемых объектов. Гл. принципы боевого применения ИА
- быстрый манёвр, массирование сил на наиболее важных направлениях и внезапность
действий. Осн. способы боевых действий ИА: перехват возд. целей из положения
дежурства на аэродромах и дежурства в воздухе. В отд. случаях применяется
самостоят, поиск. Истребители могут вводиться в бой одиночно, парами, звеньями
и эскадрильями. Управление ИА и наведение самолётов на цели осуществляется
с помощью радиоэлектронных средств и систем.


Вспомогат. авиация предназначена
для обеспечения боевых действий ИА, зенитных ракетных и радиотехнич. войск
ПВО страны. Она состоит из отд. авиационных подразделений, на вооружении
к-рых находятся транспортные самолёты, самолёты спец. назначения, связи
и вертолёты.


Лит.: Войска противовоздушной
обороны страны, М., 1960; Войска противовоздушной обороны страны. Исторический
очерк, М., 1968. Г. В. Зимин


<АВИАЦИЯ САНИТАРНАЯ, предназначена
для оказания экстренной квалифи-циров. мед. помощи населению. В СССР А.
с. была организована в 1930 при Исполкоме Кр. креста и Кр. полумесяца СССР.
Осн. назначение А. с.- эвакуация больных и раненых из отдалённых и труднодоступных
р-нов, доставка туда врачей для оказания неотложной мед. помощи, перевозка
мед. грузов. В воен. время А. с. является во многих случаях единственным
средством эвакуации раненых. В США и нек-рых др. странах А.
с. входит в соединения транспортной авиации. В СССР станции А. с. с 1963
были реорганизованы в отделения экстренной и планово-консультативной помощи
областных, краевых и респ. больниц. В СССР к 1968 насчитывалось 164 таких
отделения, располагающих хорошо оборудованными самолётами и вертолётами;
используются и реактивные пассажирские самолёты с герметич. кабиной (Ту-104
и др.).


Лит.: Бедный М.С.,
Опыт перестройки работы станции санитарной авиации по оказанию медицинской
помощи населению области, "Здравоохранение Российской Федерации", 1961,
№ 12, с. 26 - 29.

Н. В. Мармашева.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я