АВСТРОМАРКСИЗМ

АВСТРОМАРКСИЗМ ,
течение, сложившееся в начале 20 в. в австрийской социал-демократии под
влиянием теоретических работ и политической деятельности её лидеров и идеологов
К. Реннера, О. Бауэра, М. Адлера, Р. Гильфердинга (в начале его деятельности),
Ф. Адлера и др. В период между двумя мировыми войнами в политической литературе
"австромарксистской" называлась вся австрийская социал-демократическая
партия. А., как и австрийской социал-демократии в целом, были присущи многие
характерные реформистские черты западноевропейской социал-демократии того
времени и, в частности, точка зрения, что теоретические взгляды не имеют
прямой связи с политической практикой и являются личным делом каждого.
Для А. характерна внутренняя противоречивость. Некоторые из австромарксистов,
например Ф. Адлер, увлекались учением Э. Маха, другие, как М. Адлер, пытались
соединить марксизм с неокантианством. Третьи занимались преимущественно
политической экономией и были сторонниками теории предельной полезности
Бём-Баверка и его школы (см. Австрийская школа в политической экономии).


Существенные
разногласия распространялись также на вопросы политической борьбы. В то
время как О. Бауэр был центристом, К. Реннер принадлежал к правому крылу
партии, а Ф. Адлер, начав политическую деятельность с решительных выступлений
против социал-патриотической позиции руководства австрийской социал-демократии
в годы 1-й мировой войны, закончил антисоветскими и антикоммунистическими
выступлениями. А. в целом представлял собой, т. о., конгломерат самых разнородных
научных и политических взглядов. Общими для представителей А. были склонность
к компромиссам и умение прибегать к левым фразам, за которыми обычно скрывалось
нежелание решительных действий. Левая фраза и даже некоторая готовность
к действиям сочетались с оппортунизмом, парализовавшим эту готовность.


Острая национальная
борьба в Австро-Венгрии порождала усиленное внимание к национальной проблеме.
Национальный вопрос был одним из главных предметов обсуждения в австрийской
социал-демократии вплоть до распада Австро-Венгрии (1918). Австрийская
социал-демократия была первой социал-демократической партией, принявшей
специальную программу по национальному вопросу - Брюннскую программу (1899),
в которой выдвигался принцип территориального федеративного устройства
Австрии. В советской исторической литературе Брюннскую программу обычно
оценивали негативно, считая её программой культурно-национальной автономии,
и относили к австромарксистской теории национального вопроса. В. И. Ленин,
характеризуя австрийскую программу, писал: "Чрезвычайно распространено
ошибочное мнение, будто на этом (Брюннском. - В. Т.) съезде принята так
называемая "культурно-национальная автономия". Наоборот. Она единогласно
отклонена на этом съезде" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 313, см.
также с. 225, 227; т. 25, с. 272). Вместе с тем В. И. Ленин констатировал
компромиссный характер третьего пункта программы.


В действительности
австромарксистская теория культурно-национальной автономии, оторванной
от территориального расселения нации, сложилась в работах К. Реннера (1899,
1902) и О. Бауэра (1907) и была основана на ошибочном понимании нации как
союза одинаково мыслящих людей, сложившегося на почве общности судьбы.
Сторонники А. неоднократно выступали с требованием пересмотреть, конкретизировать
Брюннскую программу, однако эти требования не были осуществлены. Точка
зрения австромарксистских теоретиков изменялась на протяжении последующего
периода. Так, например, О. Бауэр писал в 1913: "Австрия будет превращена
в федеративное государство автономных наций или же прекратит свое существование",
а в начале 1918 группа О. Бауэра признала в своей платформе право наций
на самоопределение.


Действительный
характер А. ярко проявился в период между двумя мировыми войнами, когда
лидеры австрийской социал-демократической партии пытались занять промежуточную
позицию между 2-м и 3-м Интернационалами. Они играли руководящую роль в
создании т. н. 21/2-го Интернационала (1921-23), затем слившегося со 2-м
Интернационалом, в который вернулась и австрийская социал-демократическая
партия.


В эти годы
А. отличался от правого крыла международной социал-демократии как теоретическими
взглядами, так и практической политикой. Линцская программа австрийской
социал-демократической партии (1926) теоретически признавала при обострении
классовой борьбы целесообразность и возможность диктатуры пролетариата
для подавления сопротивления буржуазии законному правительству рабочего
класса. Для обороны от нарастающей опасности фашизма австрийская социал-демократическая
партия создала массовую вооружённую организацию (Шуцбунд) и в феврале 1934
призвала трудящихся к вооружённому выступлению против австрофашистского
правительства. Однако это было сделано с опозданием, и теория обороны обрекала
рабочий класс на отступления и поражения.


В дальнейшем
в эмиграции некоторые лидеры А. сделали выводы из губительных последствий
раздробленности рабочего движения и выступили за создание единого антифашистского
фронта борьбы. В то же время в национальном вопросе представители А. придерживались
ошибочной позиции. Они отрицали наличие процесса возникновения австрийской
нации и после захвата Австрии (март 1938) гитлеровской Германией выступали
против лозунга борьбы за независимость Австрии, считая, что только общегерманская
революция может освободить Австрию от фашизма и что после этого Австрия
останется в составе Германии. Ошибочные концепции А. в национальном вопросе
возродились здесь на новой основе.


После 2-й мировой
войны правое руководство Социалистической партии Австрии полностью отказалось
от марксизма, от всей прогрессивной части политического и теоретического
наследия А. Вместе с тем правосоциалистические лидеры, как и многие буржуазные
политики и учёные, обращаются к А. в поисках исторического опыта.


Лит.: Ленин
В. И., О "культурно-национальной" автономии, Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 24; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т.
24; его же, К истории национальной программы в Австрии и в России, там
же; его же, Заметки публициста, там же, т. 40; его же, Письмо к австрийским
коммунистам, там же, т. 41; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос.
Соч., т. 2, М., 1954; Турок В. М., От австромарксизма к современному ревизионизму,
"Новая и новейшая история", 1958, №4; Правые социалисты - против социализма,
М., 1960, с. 306-55; Семенов Ю. И., Из истории теоретической разработки
В. И. Лениным национального вопроса, "Народы Азии и Африки", 1966, №4,
с. 106-29; Steiner H., Am Beispiel O. Bauers - die Oktoberrevolution und
der Austromarxismus, "Weg und Ziel", Sondernummer, Juli 1967; Mommsen H.,
Die Sozialdemokratie und die Nationalit?tenfrage im Habsburgischen Vielv?lkerstaat,
W., 1963.


В.М. Турок.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я