АВТОБЛОКИРОВКА
железнодорожная,
система регулирования движения поездов на перегонах и ограждения последних
путевыми светофорами, показания к-рых изменяются автоматически под воздействием
самих движущихся поездов. При А. межстанционные перегоны делят проходными,
автоматически действующими светофорами на отдельные блок-участки длиной
1 -3 км и организуют попутное движение поездов с минимальными по
условиям безопасности интервалами между ними. Для автоматич. действия проходных
светофоров в пределах каждого блок-участка устраивают электрич. рельсовые
цепи, к-рые между собой разделяются изолирующими стыками. В каждую рельсовую
цепь с одного конца включают источник питания, с другого - путевое реле,
к-рое управляет контактной системой включения светофоров. При свободном
блок-участке ток от путевой батареи по рельсам замыкается через обмотку
путевого реле, включая цепи разрешающего (зелёного) огня на светофоре.
При вступлении первых колёс поезда на рельсовую цепь путевое реле переключает
на светофоре разрешающий огонь на запрещающий (красный). С помощью рельсовых
цепей контролируют также целость рельсов: в случае лопнувшего или изъятого
рельса путевое реле выключается и на светофоре появляется красный огонь.
На ж. д. СССР
внедряют: провод-н у ю А. постоянного тока - на участках с тепловозной
тягой, и беспроводную, кодовую А. переменного тока - на участках с электрической
тягой. В проводной системе связь между перегонными светофорами осуществляют
по двухпроводным линейным цепям и включением в них линейных реле. В кодовой
А. перегонные светофоры связывают через рельсовые цепи, кодируемые сигнальными
кодами (3 - зелёного огня; Ж - жёлтого огня; КЖ - красного огня
с жёлтым).
Сами по себе
устройства А. не устраняют возможности проезда запрещающих сигналов при
плохой видимости огней светофоров или потере бдительности машинистом. Поэтому
А. дополняют ав-торегулирующими средствами в виде автоматич. локомотивной
сигнализации непрерывного типа и автостопов. Совокупность этих устройств
составляет единую авторегулирующую систему, к-рой оборудуют все крупные
магистральные линии ж. д. СССР. Такая система повышает безопасность движения
поездов и увеличивает пропускную способность перегонов по сравнению со
старыми системами (жезловой системой, телеграфным способом и полуавтоматич.
блокировкой): однопутных на 20-30%, двух-путных в 2-3 раза. На ж.-д. транспорте
А. применяется с 1910 (США), в СССР - с 1930. См. также ст. Железнодорожная
автоматика и телемеханика.
Лит.: Казаков
А. А., Автоблокировка, автоматическая локомотивная сигнализация и автостопы,
М., 1964: Путевая блокировка и авторегулировка, М., 1966; Казаков А. А.
и Давыдовский В. М., Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном
транспорте, М., 1967. А. А. Казаков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я