АВТОВОКЗАЛ

АВТОВОКЗАЛ (от авто... и вокзал), комплекс сооружений для обслуживания пассажиров
междугородных и пригородных автобусных сообщений в больших городах на конечных
пунктах автобусных линий. А. состоит из пассажирского здания, внутренней
транспортной территории и привокзальной площади (рис. 1).

0107-2-1.jpg


Рис. 1. Генплан
типового автовокзала вместимостью 900 чел.: 1 - подъезд городского транспорта;
2 - пассажирское здание; 3 - перрон отправления; 4 - перрон прибытия; 5
- стоянка автобусов; 6 - осмотровая эстакада; 7 - место для мойки автобусов.


В здании А.
размещаются: пассажирский зал с билетными кассами, помещение для пассажиров
с детьми, камера хранения ручной клади, кафетерий, санузлы, служебные помещения
(диспетчерская, шофёрская, комнаты администрации). На внутр. транспортной
территории А. располагаются: перроны посадки и высадки пассажиров, площадка
для стоянки автобусов между рейсами и, при необходимости, устройства для
осмотра и мойки кузова автобусов. Перроны А. могут быть прямолинейными
или уступообразными; последние имеют относительно меньшую длину и применяются
при большом числе отправлений и прибытий автобусов.


Расчётными
показателями А. являются суточное отправление пассажиров и часовое отправление
автобусов. Низший предел вместимости А.- 100 чел.


Управление
движением автобусов на территории А. осуществляется с пульта диспетчера
световой сигнализацией; автоматич. устройствами, регистрирующими подачу
автобуса к перрону под посадку и отход от перрона; в больших А. диспетчерская
служба оснащается телевизионной системой для наблюдения за посадкой и высадкой
пассажиров. Пассажиры информируются о прибытии и отправлении автобусов
по радио, с помощью световых табло и указателей.


Для удобства
пассажиров, пользующихся смешанными видами сообщений, строятся объединённые
вокзалы: желез-нодорожно-автобусные, автобусно-речные и др.


Рациональной
планировкой выделяются А. в Киеве (1958-61, арх. А. М. Милецкий и др.;
проект переработан для Одессы в 1964, см. рис. 2) с просторными интерьерами,
украшенными мозаичными панно из майолики (художники А. А. Рыбачук и В.
В. Мельниченко), А. в Риге (1962-64, арх. Г. Минц), в Алма-Ате (1967, арх.
В. А. Бабенко, А. А. Смирнов, С. И. Судакова) и др.


За рубежом
строят многоэтажные А. с перронами посадки и высадки пассажиров внутри
здания в наземных и подземных этажах (.Нью-Йорк-Центральный, Чикаго, Брюссель,
Лос-Анджелес).


Ю. А. Гольденберг.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я