Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > АВТОДИСПЕТЧЕР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

АВТОДИСПЕТЧЕР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

АВТОДИСПЕТЧЕР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ комплексная система, обеспечивающая автоматизацию управления
движением поездов. Различают А. ж.: участковый, станционный и объединяющий
их - комплексный.


А. ж. участковый
применяется на участках между двумя крупными станциями. Большую часть задач
выполняет управляющая вычислит, машина (сбор и обработка информации о движении
поездов, составление и оперативная корректировка планов-графиков движения,
подача команд для их реализации, контроль, учёт и т. п.), а за диспетчерами
(штат к-рых сокращается до 1-2 чел. в смену) сохраняется общее руководство
и специфич. функции, к-рые трудно алгоритмизировать. Различают два режима
работы А. ж. участкового: 1);советчик; - когда машина (см. схему), получая
информацию о поездах через диспетчерскую централизацию (ДЦ), моделирует
их движение и составляет оптимальный план-график, а исполняет его диспетчер,
посылая управляющие сигналы манипулятором; 2)
автоматич.
режим, при к-ром машина не только составляет график, но и исполняет его,
а за диспетчером сохраняется право вносить в этот график любые изменения.
При последнем режиме машина, которой разработано св. 10 программ, выдаёт
план-график на 2-4 ч. Для реализации и корректировки плана-графика
через каждые 20 сек с ДЦ поступает в машину информация о движении
поездов по участку. При отправлении каждого поезда с очередной станции
ему автоматически устанавливается маршрут на проход следующей станции i
+ l (а иногда и i+2) с учётом движения других поездов. Расписание
не закладывается "жёстко", а для грузовых поездов машина ежедневно составляет
наиболее рациональный график в зависимости от числа поездов, их местонахождения,
массы (распространён термин "вес поезда") и др. показателей, выбирая
лучшие варианты обгонов и скрещений и повышая этим участковую скорость.
Пассажирские поезда проводятся по расписанию, а при его нарушениях - с
оптимальной корректировкой. Планирование, осуществляемое машиной, позволяет
работать при любых нарушениях расписания (графика). Для повышения надёжности
работы А. ж. участкового могут устанавливаться две машины, работающие параллельно,
сверяющие все исходные и конечные результаты и взаимно корректирующие друг
друга. А. ж. участковый обеспечивает централизов. управление однопутными
(и с двухпутными вставками) участками до 600 км, с количеством поездов
до 100-150 в сутки, при скоростях до 160 км/ч. Осн. эконо-мич. эффект
- повышение участковой скорости на 5-10% .Система участкового А. ж. впервые
разработана в СССР (1959- 63).

А.
ж. станционный (узловой) - система, обеспечивающая оптимизацию планирования
работы крупной станции (особенно сортировочной) или узла, а также моделирование
движения с точностью до вагона. В её аппаратуру, кроме управляющей машины,
входит система датчиков информации о местонахождении вагонов и локомотивов
(напр., счётчиков осей). Имеются два режима работы: 1) "советчик" - все
исполнительные функции остаются за операторами; 2) автоматический - значительная
часть реализации планов (установка осн. маршрутов, оповещение участвующих
в них сотрудников и т. п.) возлагается на машину, связанную для этого с
аппаратурой электрич. централизации телеграфными каналами и различными
манипуляторами и световыми индикаторами. Основная экономич. эффективность
А. ж. станционного - улучшение оборота вагонов и локомотивов, уменьшение
потребных маневровых средств.

Лит.:
Участковый автодиспетчер, М., 1967. Б. А. Завьялов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я