Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > АВТОМАТИЧЕСКАЯ РОТОРНАЯ ЛИНИЯ

АВТОМАТИЧЕСКАЯ РОТОРНАЯ ЛИНИЯ

АВТОМАТИЧЕСКАЯ РОТОРНАЯ ЛИНИЯ комплекс рабочих машин, трансп. устройств, приборов,
объединённых единой системой автоматич. управления, в к-ром одновременно
с обработкой заготовки перемещаются по дугам окружностей совместно с воздействующими
на них орудиями (см. Автоматическая линия). Наиболее распространены А.
р. л. для операций, выполняемых посредством прямолинейного рабочего движения
(штамповка, вытяжка, прессование, сборка, контроль).


Рис. 1. Принципиальная
схема автоматической роторной линия: 1 - блок инструмента; 2 - ротор транспортный;
3 - клещи; 4 - линия перемещения изделия при обработке: 5 - ротор рабочий;
6 - копир.




А. р. л. состоит
из рабочих роторов и трансп. роторов, передающих заготовки с одного рабочего
ротора на другой (рис. 1). Рабочий ротор представляет собой жёсткую систему,
на к-рой монтируется группа орудий, равномерно расположенных вокруг общего
вращающего систему вала. Необходимые рабочие движения сообщаются этим орудиям
исполнит, органами; для малых усилий применяются механич. исполнит. органы
(рис. 2), для больших - гидравлические (напр., штоки гидравлич. силовых
цилиндров). Инструмент, как правило, монтируется комплектно в предварительно
налаживаемых (вне рабочих машин) блоках, сопрягаемых с исполнит, органами
ротора преим. только осевой связью, что обеспечивает возможность быстрой
замены блоков. Трансп. роторы принимают, транспортируют и передают изделия.
Они представляют собой барабаны или диски, оснащённые несущими органами.
Чаще применяются простые трансп. роторы, имеющие одинаковую трансп. скорость,
общую плоскость транспортирования и одинаковую ориентацию предметов обработки.
Для передачи изделий между рабочими роторами с различными шаговыми расстояниями
или различным положением предметов обработки предназначены трансп. роторы,
к-рые могут изменять угловую скорость и положение в пространстве транспортируемых
предметов. Рабочие и трансп. роторы соединяются в линии общим синхронным
приводом, перемещающим каждый ротор на один шаг за время, соответствующее
темпу линии.


На А. р. л.
можно выполнять операции, значительно различающиеся по продолжительности,
напр. прессовые, контрольные, термич. и химические. А. р. л. может одновременно
обрабатывать неск. различных изделий.




Рис. 2. Схематическая
развёртка прессовой операции на роторной линии: 1 - предмет обработки;
2,3 - инструмент; 4- пазовый копир; 5 - ползун; 6 - ролики ползунов; h
- шаг между предметами обработки; Lп - длина пути предмета обработки; Lц
- цикловой путь инструмента; Vтр - транспортная скорость; Vтехн -технологическая
скорость.


Такие многономенклатурные
А. р. л. (рис. 3) могут применяться в немассовых произ-вах.


А. р. л. могут
работать по т. н. рефлекторным циклограммам, обеспечивающим срабатывание
каждого органа в соответствии с командой контроля по одному из нескольких
предусмотренных законов (напр., совершить рабочий ход или отказаться от
него). Рефлекторные циклограммы позволяют машине реагировать без остановки
на различные отклонения от нормального хода работы, напр, на поступление
некондиционного предмета, прекращение подачи детали при сборке и т. п.


А. р. л. созданы
в СССР в конце 30-х гг., зарубежные А. р. л.- в нач. 50-х гг. В СССР А.
р. л. получили применение в холодноштамповочном произ-ве, в пищ. пром-сти
(расфасовка и упаковка жидких продуктов), в произ-ве штучных изделий из
пластич. масс. Особенно перспективно дальнейшее распространение А. р. л.
для выпуска массовых изделий (радиодеталей, штампованных деталей и др.).
Их применение наиболее рационально в произ-ве с не-продолжит. технологич.
процессами и при изготовлении относительно простых предметов, имеющих форму
тел вращения. Производительность А. р. л. определяется транспортной скоростью
ротора и шаговым расстоянием между изделиями в роторе. Применение А. р.
л. по сравнению с отд. автоматами не роторного типа сокращает производств,
цикл в 10- 15 раз; значительно уменьшаются кежопе-рационные запасы заготовок
(в 20- 25 раз); высвобождаются производственные площади; в неск. раз снижается
трудоёмкость изготовления и себестоимость продукции; капитальные затраты
окупаются за 1-3 года. См. также Автоматическая линия.






Рис. 3. Принципиальная
схема многономенклатурной роторной линии: 1 - питающие устройства; 2 -
транспортный ротор; 3 - рабочий ротор; 4 - приёмные устройства.


Лит.: Кошкин
Л. Н., Густов А. А., Роторные машины для механической обработки, К., 1964;
Кошкин Л. Н., Комплексная автоматизация на базе роторных линий, М., 1965.


Л. Н. Кошкин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я