АВТОМАТНАЯ СТАЛЬ
сталь с повышенным содержанием серы и фосфора, предназначенная
для изготовления деталей на металлорежущих скоростных станках-автоматах
и полуавтоматах. А. с. производится в виде прутков и содержит в %: 0,08-0,45
углерода, 0,15-0,35 кремния, 0,6-1,55 марганца, 0,08-0,30 серы, 0,05-0,16
фосфора. Повышенное содержание серы приводит к образованию включений (сульфида
марганца и др.), расположенных вдоль волокон, что облегчает резание
и способствует дроблению и лёгкому отделению стружки. Для этих же целей
А. с. иногда легируют свинцом и теллуром. Механич. свойства А. с. вдоль
волокон (в зависимости от марки стали и диаметра прутка) характеризуются
след, показателями: горячекатаные прутки - предел прочности=
= 420-750 Мн/м2 (42-75 кгс/мм2),
относительное удлинение= 14-22% ,для холоднотянутых
нагартованных прутков . Механич. свойства
А. с. в поперечном волокну направлении существенно понижены. Пластичность
и вязкость А. с., благодаря присутствию серы и фосфора, ниже, чем у обычных
углеродистых сталей. Свариваемость плохая. Детали из А. с. обычно применяются
без термич. обработки или только с отпуском для снятия напряжений. А. с.
используются гл. обр. для изготовления болтов, гаек, нек-рых деталей автомобилей,
приборов и пр.
Лит.: Справочник
по машиностроительным материалам, т. 1, М., 1959; Ассонов А. Д., Технология
термической обработки деталей автомобиля, М., 1958.
Я.М. Поток.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я