Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > АВТОМОБИЛЬ Историческая справка.

АВТОМОБИЛЬ Историческая справка.

АВТОМОБИЛЬ Историческая справка. Ещё в средние века были известны попытки создания повозок,
к-рые должны были передвигаться силой ветра или мускульной силой сидящих
в них людей. Довольно совершенную для своего времени машину (1752) создал
рус. механик-самоучка крестьянин Леонтий Шамшуренков. Его "самобеглая коляска"
приводилась в движение силой двух человек. В 1784-91 над вариантами трёх-
и четырёхколёсной "самокатки" работал рус. изобретатель И. П. Кулибин.
В его "самокатке" (рис. 1) были впервые применены такие элементы
А., как коробка передач, рулевой механизм,< тормоза, роликовые подшипники.
С появлением паровой машины (2-я пол. 18 в.) создание самодвижущихся
повозок быстро продвинулось вперёд. В 1769-70 во Франции Ж.Кюньо (рис.2),
а через неск. лет в Англии У. Мёрдок и Р. Тревитик построили паровые А.
Некоторое распространение паровые А. получили в 19 в., напр, паровые автомобили
Г. Гёрни и У. Ханкока (Англия), А. Болле, А. де Диона и Л. Серполле
(Франция). В 30-х гг. 19 в. были попытки установить регулярные пасс,
рейсы паровых А. Много интересных проектов применения паровых А. было в
России. Изобретатель и предприниматель В. Гурьев предложил (1837) создать
сеть деревянных (торцовых) дорог, по к-рым могли бы
регулярно совершать рейсы паровые А.-тяГачи с колёсными прицепами (повозками)
летом
и санными - зимой. В кон. 19 в. производились опыты по созданию электрич.
А. с питанием от аккумуляторной батареи; они нашли нек-рое распространение.
Рус. инженер И. В. Романов разработал (1899) оригинальную конструкцию
электрич. извозчика и электробуса (рис. 3). Большое влияние на развитие
конструкции А. имели изобретения дифференциала (1828, О. Пеккёр, Франция),
пневматич. шины (1845, Р. Томпсон, Англия), передних управляемых
колёс на цапфах (1816, Г. Ланген-шпергер, Германия), независимой
подвески колёс (1878, А. Болле, Франция) и др.


Широкое применение
А. как транспортного средства начинается с появлением быстроходного двигателя
внутреннего сгорания.
Э. Ленуар (Франция) в 1862 сделал попытку
установки на А. своего газового двигателя, к-рая успеха не имела. В 1885
Г. Даймлер (Германия) построил мотоцикл с бензиновым двигателем,
а в 1886 его соотечественник К. Бенц взял патент на трёхколёсный А. с таким
же двигателем мощностью 0,75 л. с. Последующие годы явились началом пром.
произ-ва А. В 1890-е гг. появились первые А. "Панар-Левассор" и "Де Дион-Бу-тон"
(Франция), в 1892 построил свой первый автомобиль Генри Форд (США)
и
начал их пром. произ-во в 1903 (рис. 4). Один из первых русских
А. "Руссо-Балт" 1908) показан на рис. 5. Первый сов. А.- АМО-Ф15
был выпущен в 1924 (рис. 6). В 1932 в СССР началось массовое произ-во
А. ГАЗ-А (рис. 7). См. Автомобильная промышленность. О развитии
конструкций А. см. в статьях Грузовой автомобиль, Легковой автомобиль.


С 1894 регулярно
устраиваются авто-моб. гонки, к-рые сыграли большую роль в развитии конструкции
А. и их распространении. Если в первой гонке ср. скорость была 24 км/ч,
то
уже через 5 лет она достигла 70 км/ч; в 1904 она составила 100 км/ч
и
в 1907 - 114 км/ч. Абс. мировой рекорд скорости составил (1968)
966,753
км/ч на А. с газотурбинным и 658,667
км/ч с поршневым двигателем.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я