АВТОМОБИЛЬ Классификация А.
По назначению А. разделяются на транспортные, специальные и гоночные.
Транспортные А. служат для перевозки грузов и пассажиров. Специальные А.
имеют постоянно смонтированное оборудование или установки и применяются
для различных целей (пожарные и коммунальные А., автолавки, автокраны и
т. п.). Гоночные <А. предназначаются для спортивных соревнований,
в т. ч. для установления рекордов скорости (рекордно-гоночные А.).
Транспортные
А. в свою очередь делятся на легковые, грузовые и автобусы. Легковые автомобили
имеют вместимость от 2 до 8 чел. Они выпускаются с закрытыми (седан и лимузин),
открытыми (фаэтон) и открывающимися (кабриолет) кузовами.
Грузовые автомобили оборудованы кузовом для перевозки груза, грузоподъёмность
их от 0,25 до 100 т. Грузовые А. без кузова или с небольшим кузовом,
предназначенным для балласта, приспособленные для буксировки прицепных
систем, наз. А.-тягачами, они бывают седельные (для полуприцепов)
н
буксирные (для прицепов). А. или А.-тягач вместе с прицепной системой
(прицеп, полуприцеп, прицеп-роспуск, прицеп-тяжеловоз) образуют
автомобильный
поезд. Автобусы, имеющие кузов вместимостью более 8 чел., подразделяются
на городские, пригородные, междугородные (туристские), местного
сообщения и др.
1 - "Самокатка"
И. П. Кулибина; 2 - паровой автомобиль Ж. Кюньо; 3 -электробус И. В. Романова;
4 - "Форд"; 5 - "Руссо-Балт"; 6 - АМО-Ф15; 7 - ГАЗ-А; 8 - трансмиссия автомобиля:
1 - двигатель; 2 - сцепление; 3 - коробка передач; 4 - карданная передача;
5 - главная передача и дифференциал; 9 - подвеска автомобиля: а - зависимая;
б - независимая; 10 - рулевое управление: 1 - рулевое колесо; 2 - рулевой
вал; 3 - рулевой механизм; 4 - рулевая сошка; 5 - продольная рулевая тяга;
6 -поворотная цапфа; 7 - рулевой рычаг; 8 - поперечная рулевая тяга; 11
-тормозная система автомобиля ЗИЛ-110: 1 - тормозной механизм колёс; 2
- главный тормозной цилиндр; 3 - педаль тормоза; 4 - рукоятка ручного тормоза.
По проходимости
А. разделяются на дорожные,< внедорожные (карьерные) и А.
повышенной и высокой проходимости. Дорожные предназначены для эксплуатации
по общей сети автомоб. дорог. Внедорожные, имеющие увеличенные габаритные
размеры и осевые нагрузки, могут использоваться только на спец. дорогах,
напр, в карьерах. А. повышенной и высокой проходимости рассчитаны на работу
в тяжёлых дорожных условиях и по бездорожью. Основной вид таких А.- колёсные
полноприводные (т. е. имеющие привод ко всем колёсам). Кроме колёсных,
различают ещё следующие А. высокой проходимости: колёсно-гусе-ничные со
сменными гусеничными движителями или колёсами; полугусеничные, имеющие
одновременно гусеничные движители и колёса; снегоходы с движителями в виде
широких гусениц или шнеков; А. на пневмокатках; "амфибии" - колёсные
А. с водонепроницаемым кузовом и дополнит, движителем в виде гребного винта;
А. на воздушной подушке, приводимые в движение тяговым воздушным винтом
или реакцией направляемой назад струи воздуха от компрессора; шагающие
А., передвигающиеся с помощью перемещающихся лыж. Проходимость обычных
дорожных А. может быть существенно улучшена установкой на их задние ведущие
колёса арочных шин с очень широким профилем и высокими грунтозацепами.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я