АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА
комплекс сооружений для безопасного и удобного движения автомобилей
с расчётными скоростями и нагрузками. Начавшееся в кон. 19 в. развитие
автомоб. транспорта потребовало создания удобных путей для движения автомобилей;
пока скорости их движения были невелики, ограничивались приспособлением
гужевых дорог, проводя мероприятия по борьбе с пылью и предохранению дорожного
покрытия от быстрого разрушения. С ростом интенсивности движения, повышением
скоростей и нагрузок стали производить более капитальные переустройства
гужевых дорог, расширяя проезжие части, устраняя крутые подъёмы и спуски,
увеличивая радиусы закругления, применяя беспыльные и прочные дорожные
покрытия и т. п. После 1-й мировой войны во всех странах стали строить
только А. д., специально рассчитанные и спроектированные для движения автомобилей
(носящие назв. во Франции autoroute, в Англии motorway, в Италии autostrada,
в США highway и т. п.).
В зависимости
от назначения в общей транспортной сети СССР и от расчётной интенсивности
движения (предполагаемое через 20 лет число автомобилей в среднем за год,
к-рые будут проходить за сутки по дороге в обоих направлениях) А.
д. разделяют на 5 технич. категорий. Чем выше расчётная интенсивность движения,
тем выше категория дороги и её технич. характеристики, в первую
очередь расчётная скорость движения (для 1-й категории 150 км/ч, для
5-й категории 30 км/ч). Расчётная скорость - наибольшая по условиям
безопасности движения скорость одиночного легкового автомобиля.
Технич. классификация
А. д. СССР приведена в табл. 1.
Основные элементы,
определяющие поперечный профиль автомобильной дороги (рис. 1): расстояние
а
между
бровками в, условно наз. шириной земляного полотна; проезжая часть
б, обочины г для временной остановки автомобилей; резервы
д,
из к-рых берут грунт для возведения земляного полотна; обрезы
е - части
дорожной полосы для размещения пешеходных и велосипедных дорожек, зелёных
насаждений, линий связи, линейных зданий, транспортных устройств
и т. д. На проезжей части устраивают дорожную одежду. Покрытие ж - верхний
слой дорожной одежды, сооружаемый из наиболее прочных дорожно-строи-тельных
материалов, воспринимает нагрузку от колёс автомобилей. Покрытие должно
быть ровным, с шероховатой поверхностью и обеспечивать хорошее сцепление
с колёсами автомобиля. Основание з - несущий слой дорожной одежды, воспринимающий
расчётную нагрузку автомобилей. Дополнит, слой основания и имеет
различное назначение (дренирующий, морозоустойчивый и т. п.). Для
лучшей видимости границ проезжей части иукрепления краёв покрытия устраивают
краевые полосы к, отличающиеся от покрытия цветом.
В местах прохода
А. д. через водотоки (реки, ручьи и т. п.), ущелья, а также
в местах пересечения с др. путями сообщения устраивают искусств, сооружения
- мосты, трубы, путепроводы, транспортные развязки
и др. (рис. 2).
Бурный рост
автомобильного транспорта вызвал увеличение интенсивности движения по А.
д. как грузовых, так и легковых
автомобилей.
Табл.
1.- Техническая классификация автомобильных дорог СССР |
|||||
Показатели
|
Технич.
категории автомобильных дорог |
||||
1-я
|
2-я
|
3-я
|
|
4-я |
|
5-я |
|
Перспективная
среднесуточная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях |
Более
6000 |
6000-
3000 |
3000-1000
|
1000-200
|
Менее
200 |
Расчётная
скорость движения, км/ч Ширина проезжей части, м |
150
2X7,5 и более |
120
7,5 |
100
7 |
80
6 |
60
4,5 |
Ширина
полосы движения, м |
3,75
|
3,75
|
3,5
|
3.0
|
4,5
|
Наибольшие
продольные уклоны, % |
30
|
40
|
50
|
60
|
70
|
Наибольший
допустимый вес, передаваемый колёсами одиночной наиболее нагруженной оси автомобиля, кн |
100
|
100
|
60
|
60
|
60
|
тс
|
10
|
10
|
6
|
6
|
6
|
Это потребовало
специальных мероприятий, обеспечивающих повышение безопасности,
регулирование движения и обслуживание проезжающих: вдоль бровок устанавливают
или подвешивают над проезжей частью дорожные знаки и указатели, на крутых
поворотах устраивают виражи (односкатные уклоны проезжей части к центру
кривой), ограждения дороги, производят разметку проезжей части,оборудуют
светильниками и т. д.; для обслуживания пассажиров и водителей сооружают
автовокзалы, автопавильоны, автозаправочные станции, станции технического
обслуживания, мотели, кемпинги и т. п., а для обеспечения грузовых перевозок,
кроме
того,- грузовые автостанции, склады, оборотные гаражи и т. п. Одной
из важнейших транспортно-эксплуатац. характеристик А. д. является её пропускная
способность (ПС), т. е. макс, число автомобилей, к-рое без заторов
может пройти через данный участок А. д. в течение определённого промежутка
времени (напр., за час). Величина ПС в основном зависит от ширины
и количества полос движения, радиусов закруглений и продольных уклонов,
состава транспортного потока, скорости движения, погоды. Макс. ПС двухполосной
А. д. шириной 7-7,5 м при благоприятных дорожных условиях (сухое
покрытие, открытый незастроенный прямолинейный и горизонтальный участок
без пересечений в одном уровне и т. д.) составляет ок. 2 тыс. легковых
автомобилей в час или, примерно, 20 тыс. легковых автомобилей в сутки.
Наличие грузового движения резко снижает ПС и при 70-80% грузовых автомобилей
в транспортном потоке ПС двухполосной А. д. шириной 7-7,5 м
составляет
8-9 тыс. автомобилей в сутки. Если фактич. интенсивность движения на А.
д. превышает величину ПС, образуются заторы и транспортно-эксплуатац. показатели
А. д. резко снижаются.
Табл.
2.- Общая протяжённость автомобильных дорог земного шара (млн. км) на 1965 |
||||
Общая
протяжённость А. д. |
В
т. ч. с твёрдым покрытием |
Из
них усовершенствованные |
Вся
сеть, |
|
Мир
в целом |
18,3
|
10,9
|
5,0
|
100
|
Капиталистич.
и развивающиеся страны |
15,7
|
9,7
|
4,6
|
85,7
|
в
т. ч. экономически развитые |
12,2
|
8,8
|
4,3
|
66,6
|
экономически
слаборазвитые |
3,5
|
0,9
|
0,3
|
19,1
|
Социалистич.
страны |
2,6
|
1,
1 |
0,3
|
14,3
|
В,т.ч.
СССР |
1,4
|
0,4
|
0,1
|
|
другие
европ. страны |
0,7
|
0,5
|
0,2
|
|
Строительство
А. д. в СССР осуществляют с помощью высокопроизводит. дорожных мащин по
поточному методу с применением комплексной механизации. При возведении
земляного полотна широко используют бульдозеры, скреперы, автогрейдеры
и др. Отд. конструктивные элементы и детали дорожных сооружений изготовляют
на специально оборудованных полигонах и заводах. Асфальте- и цементобетонные
смеси приготовляют на автоматизиров. смесительных установках. Полностью
механизировано устройство усовершенствованных дорожных покрытий и оснований
для них.
При эксплуатации
А. д. бесперебойное движение
поддерживает служба ремонта и
содержания А. д., а регулирование и обеспечение
безопасности осуществляют Госавтоинспекция.
Осн. направления
технич. прогресса в строительстве А. д.: повышение транс-портно-эксплуатац.
качеств дорожных покрытий и их сроков службы, внедрение более совершенной
технологии строительства и уменьшение зависимости выполнения строит, работ
от климатических условий.
Лит.: Строительство
автомобильных дорог, под ред. Н. Н. Иванова, т. 1 - 2, М., 1963-64; Автомобильные
дороги, М., 1964. В. К. Некрасов.
Сеть автомобильных
дорог. Повсеместное строительство А. д. было вызвано быстрым ростом автомобильного
парка. Если в 1913 длина находившихся в эксплуатации дорог общего пользования
составляла не более 25 тыс. км, то сеть А. д. в 1965 насчитывала
св. 18 млн. км (см. табл. 2).
Размещение
А. д. по частям света в 1965 (без СССР и др. социалистич. стран) показано
в таблице 3.
Густота сети
А. д. (1964) составляла в среднем на земном шаре 24 км (на 100 км2
обжитой
территории), в т. ч. в капиталистич. и развивающихся странах - 30
км
(из них в слаборазвитых странах -9,7 км), в социалистич. странах-11,0
км (в т. ч. в СССР - 9,6 км). Тот же показатель на 10 тыс.
жит. выглядит так: мир в целом - 56 км;
капиталистич. и развивающиеся
страны - 72 км, в т. ч. слаборазвитые-23
км; социалистические
страны - 24 км, в т. ч. СССР - 59 км.
Важнейшие А.
д. мира. Зап. Европа: Лондон - Париж - Ницца - Рим-Палермо; Лондон - Лозанна
- Милан - Бриндизи; Лисабон - Париж - Стокгольм; Лисабон - Берн - Копенгаген
- Стокгольм - Хельсинки; Лондон - Вена - Будапешт - Белград - Александру
полис - Стамбул; Рим -Берлин - Осло - Стурдаль; Рим - Вена - Варшава; Лондон
- Гаага - Берлин - Варшава; (Париж) - Прага - Варшава - (СССР); Триест
- Прага -Щецин - Гамбург - Берлин - Прага - Будапешт - Бухарест - Констанца;
Берлин - Вроцлав - Краков - Пшемысль - (СССР).
Азия: Базерган
(граница с Турцией) - Хой - Тегеран - Мешхед - Герат - Кабул - Пешавар
- Исламабад - Дели - Дакка - Кало - Пномпень - Сайгон и Тегеран - Керман
- Лахор - Дели (далее через Непал) - Дакка - Рангун- Бангкок - Куала-Лумпур
-Сингапур - Джакарта - Денпасар (о. Бали).
Африка: Каир
- Александрия - Триполи - Тунис - Алжир - Танжер, Каир - Луксор - Хартум,
Алжир - Нигер, Алжир - Конго, Танжер - Дакар.
Сев. Америка:
Вашингтон - Нью-Йорк - Олбани - Буффало, Чикаго - Омаха - Шайенн -Сан-Франциско,
Чикаго - Сент-Луис - Новый Орлеан (США); Торонто - Монреаль (Канада).
Лат. Америка:
Нуэво-Ларедо - Мехико - Гватемала - Сан-Сальвадор - Манагуа - Сан-Хосе,
Рио-де-Жанейро - Сан-Паулу - Монтевидео - Буэнос-Айрес - Вальпараисо, Каракас
- Богота - Кито - Лима - Ла-Пас - Буэнос-Айрес.
Австралия:
Мельбурн - Сидней - Брисбен, Мельбурн - Аделаида - Порт-Огаста, Джералдтон
- Перт - Олбани.
Табл.
3. - Протяжённость сети автомобильных дорог по частям света в капиталистических и развивающихся странах на 1965 |
||||||
Части
света |
Общая
протяжённость А. д. |
Вт.
ч. с твёрдым покрытием |
Из
них усовершенствованных |
|||
тыс.
км |
%
|
тыс.
км |
%
|
тыс.
пм |
%
|
|
|
3535
|
22,5
|
2630
|
27,1
|
1570
|
33
9 |
Азия
|
1885
|
12,0
|
1015
|
10,4
|
225
|
4,8
|
Африка
|
1400
|
8,9
|
315
|
3,2
|
85
|
1,8
|
Сев.
Америка |
6730
|
42,8
|
5060
|
52,2
|
2500
|
54,0
|
Лат.
Америка |
1150
|
7,3
|
260
|
2,7
|
90
|
1,9
|
Австралия
и Океания |
1035
|
6,5
|
430
|
4,4
|
170
|
3,6
|
Итого
|
15735
|
100
|
9710
|
100
|
4640
|
100
|
А. д. СССР.
Сооружение А. д. в СССР осуществляется с учётом размещения населённых пунктов,
ж. д., водных и возд. путей сообщения и трубопроводов. По нар.-хоз. значению,
характеру обслуживаемых ими населённых пунктов А. д. делятся на: общего
с. значения, обеспечивающие межреспубликанские связи и соединяющие столицы
союзных республик между собой и важнейшими экономич. центрами, а также
обслуживающие междунар. сообщения, аэропорты и курорты общесоюзного значения;
респ. значения - обеспечивающие межобластные связи и соединяющие респ.
и обл. центры между собой и важными экономич. центрами областей, ж.-д.
станциями и портами, а также подъезды к А. д. общегос. значения; областного
значения - обеспечивающие внутриобл. связи и соединяющие центры обл. с
гор. и районными центрами, а также важные пром. и с.-х. пункты с сетью
дорог респ. значения, ж.-д. станциями и портами; местного значения, обеспечивающие
внутрирайонные связи и соединяющие райцентры между собой и с отд. населёнными
пунктами, совхозами и колхозами; ведомственные,< находящиеся в ведении
отд. министерств (лесного х-ва, нефтедобывающей пром-сти, цветной металлургии
и др.).
А. д., соединяющие
относительно удалённые друг от друга важные в экономич. и оборонном отношении
районы и пункты и обеспечивающие массовое скоростное движение, наз. магистральными
(см. Автомобильная магистраль).
Табл.4.
- Густота сети автомобильныхдорог по частям света (км) |
||||
Части
света |
На
10 тыс. жит. |
На
100 км2 |
||
вся
сеть |
дороги
с твёрдым покрытием |
вся
сеть |
дороги
с твёрдым покрытием |
|
Европа
|
109
|
82
|
93
|
70
|
Азия
|
17
|
9
|
12
|
6
|
Африка
|
46
|
10
|
5
|
1
|
Сев.
Америка |
319
|
232
|
31
|
23
|
Лат.
Америка |
49
|
11
|
5
|
1
|
Австралия
и Океания |
582
|
247
|
12
|
5
|
Строительство
А. д. осуществляется за счёт гос. капитальных вложений, отчислений от прибылей
автотрансп. предприятий, а строительство местных А. д.- с привлечением
к участию пром., с.-х. и др. хоз. предприятий и колхозов. Строительство
А. д. широко развернулось в годы предвоенных пятилеток. В этот период была
проведена реконструкция старых шоссе и построен ряд новых А. д. С 1913
по 1940 общее протяжение дорог с твёрдым покрытием увеличилось в 4 раза.
В послевоен. годы проведены большие работы по восстановлению и ремонту
А. д., построено много новых дорог с усовершенствованными покрытиями, а
также крупных транзитных магистральных А. д., по к-рым осуществляется регулярное
грузовое и пассажирское сообщение на дальние расстояния. За период с 1940
по 1966 протяжение А. д. с твёрдым покрытием возросло в 3 раза и составляв!
456 тыс. км (на конец 1968). За это же время протяжение А. д. с
усовершенствованными покрытиями возросло более чем
в 20 раз (достигнув 145 тыс. км). Для большего удобства пользующихся
дорогами и обеспечения безопасности движения важнейшим автомобильным магистралям
присвоены маршрутные номера.
Москва - Ленинград
(719 км; маршрут № 10) - первая в России дорога с твёрдым
покрытием. Построена в 1722-46 (твёрдое покрытие с 1817 по 1834).
Реконструирована в 1953-58. Подъезды к аэровокзалу Шереметьево и Завидовскому
заповеднику. Скоростное движение до аэропорта Шереметьево без пересечений.
Проходит через Клин, Калинин (обход), Валдай, Новгород. Вместе с
А. д. Ленинград - Выборг (200 км) составляет магистральную А. д.
Москва - Минск
- Брест (1054 км; маршрут № 1) - транзитная магистраль, соединяющая
Центр Европ. части СССР, БССР и Польскую Народную Республику. Стр-во началось
в 1936, закончено в 1954. Дорога проходит близ Гжатска, Вязьмы, Смоленска,
Орши, Борисова, Барановичей, Кобрина.
Москва - Харьков
- Симферополь (1395 км; маршрут № 4). Связывает Центр Европ.
части СССР с Украиной, курортами Крыма. Участок Москва - Харьков построен
в 1840-60. Дорога полностью реконструирована в 1946-50. Проходит черев
Серпухов, Тулу, Орёл, Курск, Белгород, Красно-град, Новомосковск, Запорожье,
Мелитополь, Джанкой. От Симферополя А. д. отходят на Евпаторию, Севастополь,
Ялту, Феодосию и Керчь.
Москва - Воронеж
- Рос-тов-на-Дону (1065 км; маршрут № 5). Соединяет Центр,
районы с Сев. Кавказом. В г. Шахты примыкает к А. д. Киев - Харьков - Ростов-на-Дону.
Отд. участки дороги построены во 2-й пол. 19 в.; участок Кашира - Воронеж
реконструирован в 1957-61. Стр-во дороги полностью закончено в 1967. Проходит
через Ступино, Каширу (мост через р. Оку), Ефремов, Елец, Богучар,
Мил-лерово, Каменск-Шахтинский.
Москва - Горький
- Казань (819 км). Соединяет Москву с Поволжьем. Построена в 1839-89.
Участок Москва - Горький реконструирован в годы 2-й и 3-й пятилеток в связи
с постройкой Горьков-ского автозавода. Коренная реконструкция произведена
в 1954-63. А. д. проходит через Ногинск, Владимир, Вязники, Чебоксары.
Подъезды к Володарску, Дзержинску. Со строительством участка Казань - Свердловск
А. д. войдёт в маршрут № 8. От г. Владимира отходит А. д. на г. Суздаль,
Иваново.
Москва - Куйбышев
(1070 км; маршрут № 7). Соединяет Центр со Ср. Поволжьем.
Проходит через Коломну, Рязань, Пензу, Сызрань, Тольятти. Реконструирована
в 1957-65. В ближайшие годы после завершения сооружения А. д. Куйбышев
- Уфа - Челябинск будет обеспечена связь с районом Урала.
Московская
кольцевая А. д. (МКАД, 109 км) -скоростная автомагистраль. Построена
в 1958-62. Обеспечивает распределение движения примыкающих магистральных
дорог. С 1960- граница Москвы.
Ленинград -
Киев - Одес-с а (1744 км; маршрут № 20) - транзитная Балтийско-Черноморская
магистраль. Участок Ленинград - Киев построен в 1838-88, реконструирован
после Великой Отечеств, войны. Участок Киев- Одесса построен в 1955-60.
Проходит через
Лугу, Псков, Витебск, Оршу, Могилёв, Гомель, Чернигов, Белую Церковь, Умань.
Ленинград -
Таллин - Рига - Калининград (1045 км; маршрут № 21) - осн. прибалтийская
А. д. Проходит через Нарву, Пярну, Елгаву, Шяуляй.
Киев - Харьков
- Ростов-на-Дону (950 км; маршрут № 13) - крупнейшая широтная магистраль
УССР. Построена в 1946-52. Проходит через Полтаву, Славянск, Артёмовск,
Шахты,< Новочеркасск.
Ростов-на-Дону
- Новороссийск (415 км; маршрут № 18). Построена в 1954-59. Выход
к Черноморскому побережью Кавказа. Проходит через Краснодар.
Черноморское
шоссе (Новороссийск - Батуми) (750 км; маршрут № 19).
Построено в 1887- 1910. Восстановлено в 1946-50. Продолжаются работы по
спрямлению и расширению участков с большим авто-моб. движением. Подъезды
к Адлеру, Абрау-Дюрсо, ст. Мацеста, оз. Рица, Пицунде и др. В Самтредиа
отходит А. д. на Тбилиси, Ереван, Баку (маршруты №№ 15, 17).
Ростов - Беслан
- Баку (1332 км; маршрут № 14) - основная автомагистраль
Сев. Кавказа. Построена в 1945-55 до Орджоникидзе, на остальном протяжении
в 1956-65. Промежуточные пункты: Тихорецк, Армавир, Минеральные Воды, Пятигорск,
Нальчик, Сумгаит. Подъезды к Краснодару, Орджоникидзе, Грозному, Махачкале.
Беслан - Тбилиси
- Ереван (533км; маршрут № 16). Соединяет кратчайшим путём
Сев. Кавказ и Закавказье. Промежуточные пункты: Орджоникидзе, Ленинакан.
Участок Орджоникидзе - Тбилиси (208 км) наз. Военно-Грузинской дорогой.
Из Тбилиси отходят А. д. на Баку, Ереван, Батуми.
Алма-Ата -
Фрунзе - Ташкент (812 км). Построена в 1957-65. Гл. автомагистраль
Юж. Казахстана. Проходит через Джамбул - Чимкент.
Ташкент - Термез
(708 км) - Большой узбекский тракт им. В. И. Ленина. Построен в
1940. В наст, время (1968) производится коренная реконструкция со
спрямлением и уширением отд. участков. Проходит через Гулистан, Янгиер,
Джизак, Самарканд. Вместе с предыдущей А. д. составляет маршрут № 36.
Фрунзе - Ош
(605 км). Построена в 1956-65. Гл. автомагистраль Кирг. ССР, соединившая
кратчайшим путём сев. и юж. области республики. Проходит через Токтогул,
Таш-Кумыр, Джалал-Абад. Крупнейший в СССР автодорожный тоннель (2,5 км)
на
высоте 3,2 км.
Ош - Хорог
(701 км) - Памирский тракт. Вместе с дорогой Фрунзе - Ош составляет
маршрут № 37. Дорога построена в 1931-34. Обеспечивает перевозки
грузов для Горно-Бадахшанской АО. Проходит по терр. Кирг. ССР и Тадж. ССР.
Проложена по высокогорной местности (нек-рые перевалы имеют высоту более
4 км). В зимнее время движение прерывается. Проводится реконструкция.
Бийск - Ташанта
(626 км) - Чуйский тракт. Строился в 1903-13 как гужевой тракт в
Монголию. Реконструирован в 1932-36 и в послевоен. время. Обслуживает связи
Горно-Алтайской АО и внешне-торговые перевозки. Проходит по долине pp.
Катуни и Чуй. Подъезд к Горно-Алтайску. Продолжением Чуйского тракта в
МНР является Зап.-Монгольский тракт. Чуйский тракт является частью А. д.
Новосибирск - Бийск - Ташанта общим протяжением 1040 кл (маршрут
№ 34).
Абакан - Кызыл
(436 км; маршрут № 35) - Усинский тракт (назв. от р. Ус -
притока Енисея). Построен в 1911-17 как гужевой тракт. Пересекает Зап.
Саяны. Обслуживает трансп. связи Тув. АССР. Проходит через Минусинск (ж.-д.
станция). Подъезд к Шушенскому.
В ближайшие
годы будут построены и реконструированы А. д.: Москва - Рига, Москва -
Волгоград, Москва - Брянск- Киев, Куйбышев - Челябинск, Казань- Ижевск
- Свердловск, Челябинск - Караганда, Полтава - Кишинёв, Тольятти - Куйбышев
и др.
В авг. 1968
принято постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР о дальнейшем развитии дорожного
стр-ва в СССР, к-рое предусматривает ежегодное увеличение темпов стр-ва
и реконструкции А. д. на 20%. Объём стр-ва дорог с твёрдым покрытием к
1975 должен составить 40 тыс. км. Г. И. Шейнис.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я