АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
возникла в конце 19 в. в ряде стран. В 1900 в США было
выпущено 4192, во Франции 2000, в Италии 355 автомобилей. Увеличению выпуска
автомобилей способствовало развитие ряда отраслей пром-сти, связанных прямо
или косвенно с их произ-вом и использованием: нефтяной пром-сти (бензин,
дизельное топливо, моторные масла и смазки), химической (лаки, краски,
стёкла для кузовов, шины, пластмассы), металлургической (спец. сталь),
текстильной и др.
Дореволюционная
Россия не имела своей А. п. как специализированной отрасли произ-ва. Русско-балтийский
вагоностро-ит. з-д в Риге, освоивший выпуск автомобилей в 1908, за время
своей работы (до эвакуации в 1915) выпустил всего 451 легковой автомобиль
и небольшое количество грузовых и спец. автомобилей. В авг. 1915 в России
на основе гос. кредита возникли 5 компаний, имевших целью организацию автомоб.
произ-ва для обеспечения потребностей армии. Было начато стр-во автозаводов:
в Москве - з-да Автомоб. московского об-ва (АМО), под Москвой -
з-да правления "Руссо-бал-та", в Рыбинске - з-да "Русский Рено", в Ярославле
- з-да В. А. Лебедева, в Ростове-на-Дону - Аксай.
Табл.
1. - Выпуск автомобилей в СССР в 192 4-3 0 (шт.) |
|||||||
|
1924
|
1925
|
1926
|
1927
|
1928
|
1929
|
1930
|
Грузовые
|
10
|
116
|
366
|
475
|
740
|
1471
|
4019
|
Легковые
|
-
|
-
|
-
|
3
|
50
|
156
|
160
|
Автобусы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
51
|
85
|
47
|
Всего
|
10
|
116
|
366
|
478
|
841
|
1712
|
4226
|
Табл.
2.- Выпуск автомобилей в СССР в 1931-40 (тыс. шт.) |
||||||||||
|
1931
|
1932
|
1933
|
1934
|
1935
|
1936
|
1937
|
1938
|
1939
|
1940
|
Грузовые
|
3,9
|
23,75
|
39,1
|
54,6
|
76,9
|
131,5
|
180,3
|
182,4
|
178,8
|
136,0
|
Легковые
|
-
|
0,03
|
10,3
|
17,1
|
19,0
|
3,7
|
18,2
|
27,0
|
19,6
|
5,5
|
Автобусы
|
0,1
|
0,1
|
0,3
|
0,7
|
0,8
|
1,3
|
1,3
|
1,7
|
3,3
|
3.9
|
Всего
|
4
|
23,88
|
49,7
|
72,4
|
96,7
|
136,5
|
199,
8 |
211,1
|
201,7
|
145,4
|
Табл.
3. - Выпуск автомобилей в СССР в 1945 - 6 8 (тыс. шт. ) |
||||||||
|
1945
|
1950
|
1955
|
1960
|
1965
|
1966
|
1967
|
1968
|
Грузовые
|
68,6
|
294,4
|
328,1
|
362,0
|
379,6
|
407,6
|
437,4
|
478,1
|
Легковые
|
5,0
|
64,6
|
107,8
|
138,8
|
201,2
|
230,3
|
251,4
|
280,3
|
Автобусы
|
1,1
|
3,9
|
9,4
|
22,8
|
35,5
|
37,3
|
40,0
|
42,4
|
Всего
|
74,7
|
362,9
|
445,3
|
523,6
|
616,3
|
675,2
|
728,8
|
800,8
|
На всех этих
з-дах со 2-й пол. 1916 предполагалось выпускать 6750 легковых и 3750 грузовых
автомобилей в год, но ни один з-д к этому времени ещё не был полностью
построен.
В СССР первые
10 полуторатонных грузовых автомобилей АМО-Ф-15 были выпущены в 1924 на
з-де АМО. В 1925 началось произ-во автомобилей на Ярославском автозаводе.
Развитие А. п. СССР прошло несколько этапов. В первый период (1924-30)
выпускались в основном грузовые автомобили индивидуального и серийного
произ-ва в небольших количествах (см. табл. 1).
Производство
легковых автомобилей НАМИ-1 было организовано в 1927-28 в Москве на з-де
"Спартак".
Второй период
(1931-41) характеризуется организацией крупносерийного и массового произ-ва
автомобилей, созданием специализированного автомоб. произ-ва. Индустриализация
страны и коллективизация с. х-ва значительно увеличили потребность в автомоб.
транспорте. В 1928-29 были приняты решения о стр-ве автозаводов в Москве
и в Горьком. 1 окт. 1931 был введён в строй Моск. автозавод (АМО), ныне
автозавод им. Лихачёва (ЗИЛ), реконструированный для выпуска 25 тыс. 3-тонных
автомобилей в год. 1 янв. 1932 вошёл в строй Горьков-ский автозавод, рассчитанный
на 100 тыс. автомобилей в год. В 1932-33 начаты работы по дальнейшему увеличению
производств, мощностей автозаводов. Произ-во автомобилей быстро увеличивалось.
В 1932 начат
выпуск легковых автомобилей ГАЗ-А на Горьковском автозаводе (с 1936-легковые
автомобили М-1). В1936 развернулось произ-во легковых 6-местных автомобилей
ЗИС-101 на Моск. автозаводе. Моск. автосборочный з-д им. КИМ (1930) в 1938-39
был расширен и реконструирован для массового произ-ва малолитражных легковых
автомобилей, к 1 мая 1940 были выпущены первые 3 образца, а
до нач. Великой Отечеств, войны - ок. 500 автомобилей, получивших назв.
КИМ-10. В 1933 Моск. автозавод выпустил 21-местный автобус ЗИС-8,в 1934
- улучшенной конструкции автобус ЗИС-12, а перед войной - автобус на 26
пассажиров ЗИС-16. Наряду с развитием произ-ва двухосных грузовых автомобилей
выпускались автомобили повышенной проходимости, с 1933 - трёхосные грузовые
автомобили ЗИС-6 грузоподъёмностью 2,5 т (4 т - на дорогах
с твёрдым покрытием), в 1935 на Горьковском автозаводе - трёхосные грузовые
автомобили ГАЗ-30 грузоподъёмностью 2 т. В эти же годы был начат
выпуск автомобилей-самосвалов и шасси для специализированных автомобилей
различного назначения. (См. табл. 2.) В годы Великой Отечеств, войны был.
построен Уральский автозавод в Миассе (Челябинская обл.) и комплектующие
его заводы - кузнечно-прессовый в Челябинске и автоагрегатный в Шадринске
(Курганская обл.). В 1942-43 Уральский автозавод поставлял автомоб. двигатели
и коробки перемены передач московскому и др. автозаводам, с июля
1944 выпускал 3-тонные грузовые автомобили.
После войны,
наряду с реконструкцией и расширением действующих з-дов, построены и начали
произ-во автомобилей Минский з-д, рассчитанный на выпуск двухосных грузовых
автомобилей грузоподъёмностью 6 - 7т (1947), Кутаисский - грузовых
автомобилей ЗИС-150 (1951), Ульяновский - легковых автомобилей повышенной
проходимости ГАЗ-69 (выпуск с 1954). На Моск. з-де малолитражных автомобилей
в 1947 начат выпуск малолитражных легковых автомобилей "Москвич-400". С
1956 начат выпуск автобусов на Львовском и с 1953 на Павловском (Горьковская
обл.) автобусных з-дах. В 1945 на Моск. автозаводе было организовано произ-во
легкового автомобиля высшего класса ЗИЛ-110. С 1947-48 автозаводы начали
освоение новых типов автомобилей взамен ранее выпускавшихся (грузовые автомобили
ГАЗ-51, ГАЗ-63., ЗИС-150, ЗИС-151, Урал-355М, ЯАЗ-210, МАЗ-200, МАЗ-205
и др.; легковые - "Победа", ГАЗ-69). Расширился типаж автомобилей. Кроме
бортовых автомобилей, увеличился выпуск самосвалов, автомобилей
высокой проходимости, газобаллонных, санитарных, пожарных и др.
специализированных автомобилей. Вновь освоенные модели автомобилей превосходили
довоенные по сроку службы, мощности двигателя, комфортабельности и имели
меньший удельный расход топлива. С конца 50-х гг. Д. п. получила дальнейшее
развитие. Были созданы Кременчугский автозавод для произ-ва тяжёлых: самосвалов
грузоподъёмностью 10-12 т и бортовых автомобилей грузоподъёмностью
12-14 т (выпуск с 1959), Белорусский автозавод - для выпуска карьерных
самосвалов грузоподъёмностью 25-40 т (с 1959), построены автосборочные
з-ды автомобилей-самосвалов в Саранске (Морд. АССР, 1958) и Фрунзе (Кирг.
ССР, 1965), запорожский з-д "Коммунар" был реконструирован на массовый
выпуск микролитражных легко-вых автомобилей "Запорожец" (с 1960). Организовано
произ-во гор. автобусов ЛИАЗ-158 на 60 пассажиров в г. Ликино-Дулёво (Моск.
обл., с 1959). В Кургане начато произ-во однодверных автобусов на 20 пассажиров
для внутрирайонных перевозок (с 1958), в Риге - автобусов особо малой вместимости
- РАФ, используемых в качестве маршрутных такси и для служебных поездок
(с 1957). (См. табл. 3.)
В решениях
23-го съезда КПСС (1966) предусмотрено дальнейшее развитие А. п.
в СССР. Наиболее крупным автомобильным заводом, строящимся в 1966-70, станет
Волжский в г. Тольятти, рассчитанный на выпуск 660 тыс. легковых малолитражных
автомобилей в год. Расширяется Моск. з-д малолитражных автомобилей, организуется
произ-во малолитражных автомобилей в Ижевске. Осн. з-ды перешли на выпуск
новых, более совершенных моделей автомобилей: ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (1967)
на
Моск. автозаводе, ГАЗ-53А (1965) и ГАЗ-66 (1966) на Горьковском,
Урал-375 (1962) и Урал-377 (1966) на Уральском, МАЗ-500,
МАЗ-503, МАЗ-504 (1965) на Минском автозаводе и др. Новые модели
автомобилей обладают повышенной грузоподъёмностью, увеличенной мощностью
двигателей, почти в 2 раза повышены сроки службы. Увеличивается выпуск
специализированных автомобилей-цистерн, фургонов, самосвалов, седельных
тягачей с полуприцепами. Значительное развитие получает производство
автомобильных прицепов, агрегатов и запасных частей.
Произ-во в
А. п.- массово-поточное. Уровень механизации и автоматизации высок, развивается
специализация. Авто-моб. з-ды получают по кооперации электрооборудование,
шариковые и роликовые подшипники, изделия из резины, пластмасс, стекла,
широкий ассортимент профилей, спец. узлы и агрегаты (карбюраторы, амортизаторы),
краски, лаки, ткани и т. п. Созданные в годы Великой Отечеств, войны 1941-45
и после войны Уральский, Минский, Ульяновский, Кременчугский, Белорусский,
Запорожский автомоб. з-ды получают с других заводов двигатели, коробки
перемены передач, карданные валы, рессоры, колёса, радиаторы, отд. з-ды
получают также полуфабрикаты (отливки из чёрных и цветных металлов). Специализация
распространилась также на ЗИЛ и ГАЗ, к-рые раньше были комплексными предприятиями.
С Моск. автозавода выведено на специализированные з-ды произ-во компрессоров
для пневмотормозов, карданных валов, радиаторов, передних, средних и задних
ведущих мостов и раздаточных коробок для трёхосных автомобилей. ГАЗ для
вновь осваиваемых автомобилей получает двигатели со специализированного
моторного з-да. Ярославский з-д в 1959 прекратил произ-во автомобилей (оно
перенесено в Кременчуг) и превратился в моторный з-д. В Горьковской обл.
построен з-д по произ-ву карбюраторных двигателей для легковых и грузовых
автомобилей и с 1960 начал их выпускать. Созданы специализированные предприятия:
в Мелитополе - з-д силовых агрегатов для микролитражных автомобилей (выпуск
с 1960), в Паневежисе (Литов. ССР) - автомоб. компрессоров (с 1959), в
Ярославле - топливной аппаратуры (с 1960), в Полтаве (УССР) - тормозной
аппаратуры (с 1959), в Херсоне (УССР, с 1959) и в Гродно (БССР,
1959) - карданных валов, во Фрунзе (Кирг, ССР, 1959) и Лихославле (Калининская
обл., 1959) - з-ды радиаторов. Построен кузнечный з-д в Токмаке (УССР,
1965), строится (1968) литейный з-д для выпуска чугунных
и стальных автомоб. отливок в Саранске (Морд. АССР). Специализированные
з-ды применяют высокопроиз-водит. оборудование и совершенную технологию
произ-ва.
В зарубежных
социалистич. странах А. п. также получает всё большее развитие (см. табл.
4).
Табл.
4.- Выпуск автомобилей в отдельных социалистических странах (шт.) |
||||
|
1955
|
1960
|
1965
|
1967
|
Венгрия
|
|
|
|
|
грузовые
|
2970
|
2923
|
4352
|
3447
|
автобусы
|
720
|
1892
|
2779
|
3456
|
Всего
|
3690
|
4815
|
7131
|
6903
|
ГДР
|
|
|
|
|
грузовые1
|
14191
|
12864
|
15000
|
22585
|
лекговые | 22247 | 64071 | 95000 | 111516 |
легковые
|
36438
|
76935
|
110000
|
134101
|
КНДР
|
|
|
|
|
грузовые
|
|
3100
|
9000
|
|
легковые
Всего |
|
3100
|
9000
|
|
Польша
|
|
|
|
|
грузовые
|
12473
|
24000
|
34200
|
36050
|
легковые
Всего |
4000
16473 |
12900
36900 |
26400
60600 |
27880
63930 |
Румыния
|
|
|
|
|
грузовые1
|
5200
|
12100
|
22800
|
22196
|
легковые
Всего |
52002
|
12100
|
22800
|
5610
27806 |
Чехословакия
|
|
|
|
|
грузовые1
|
13980
|
18733
|
14008
|
21456
|
легковые
Всего |
12530
26510 |
56211
74944 |
77705
91713 |
111718
133174 |
Югославия
|
|
|
|
|
грузовые1
|
3191
|
5460
|
11859
|
12100
|
легковые
Всего |
990
41812 |
10461
15921 |
35880
47739 |
47900
60000 |
1
Включая автобусы. 2 Данные за 1956. |
Из капиталистич.
стран наиболее развитую А. п. имеют США (см. табл. 5).
Табл.
5. - Выпуск автомобилей в капиталистических странах в 1967 (шт.) |
|||
|
Всего
|
В
том числе |
|
легковые
|
грузовые,
включая автобусы |
||
США
|
9023736
|
7412659
|
1611077
|
Япония
|
3173000
|
1375800
|
1797200
|
ФРГ
|
2480900
|
2295700
|
185200
|
Франция
|
2009700
|
1751800
|
257900
|
Англия
|
1947300
|
1552000
|
395300
|
Италия
|
1542700
|
1439200
|
103500
|
Канада
|
938000
|
713000
|
225000
|
Во всех капиталистич.
странах подавляющая часть автомоб. произ-ва приходится на долю небольшого
числа крупных монополий (см. Автомобильные монополии).
Лит.: Селифонов
В. Я., Автомобильная промышленность СССР в 1959 - 1965 гг., М., 1959; ДинерштейнМ.А.,
Кацура П. М., Задачи и перспективы развития автомобильной промышленности
СССР в 1966 - 1970 гг., М., 1967; Полвека труда и строительства. История
Ярославского ордена Ленина моторного (автомобильного) завода 1916 <-
1966,
Ярославль, 1966; Горьковский автомобильный. Очерк истории завода, [М.,
1964]; История Московского автозавода им. И. А. Лихачева, М., 1965; Абрамович
<А.
Д., Краткий очерк развития автомобильной промышленности и автомоб.
транспорта в СССР, М., 1958; Колесников Ф. А., Автомобилестроение в капиталистич.
странах, М., 1966. В. Я. Селифонов.
Илл. см. на
вклейке, табл. XIV.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я