Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ возникла в конце 19 в. в ряде стран. В 1900 в США было
выпущено 4192, во Франции 2000, в Италии 355 автомобилей. Увеличению выпуска
автомобилей способствовало развитие ряда отраслей пром-сти, связанных прямо
или косвенно с их произ-вом и использованием: нефтяной пром-сти (бензин,
дизельное топливо, моторные масла и смазки), химической (лаки, краски,
стёкла для кузовов, шины, пластмассы), металлургической (спец. сталь),
текстильной и др.


Дореволюционная
Россия не имела своей А. п. как специализированной отрасли произ-ва. Русско-балтийский
вагоностро-ит. з-д в Риге, освоивший выпуск автомобилей в 1908, за время
своей работы (до эвакуации в 1915) выпустил всего 451 легковой автомобиль
и небольшое количество грузовых и спец. автомобилей. В авг. 1915 в России
на основе гос. кредита возникли 5 компаний, имевших целью организацию автомоб.
произ-ва для обеспечения потребностей армии. Было начато стр-во автозаводов:
в Москве - з-да Автомоб. московского об-ва (АМО), под Москвой -
з-да правления "Руссо-бал-та", в Рыбинске - з-да "Русский Рено", в Ярославле
- з-да В. А. Лебедева, в Ростове-на-Дону - Аксай.
































































































Табл.
1. - Выпуск автомобилей в СССР в 192 4-3 0 (шт.)




1924


1925


1926


1927


1928


1929


1930


Грузовые


10


116


366


475


740


1471


4019


Легковые


-


-


-


3


50


156


160


Автобусы


-


-


-


-


51


85


47


Всего


10


116


366


478


841


1712


4226


































































































































Табл.
2.- Выпуск автомобилей в СССР в 1931-40 (тыс. шт.)




1931


1932


1933


1934


1935


1936


1937


1938


1939


1940


Грузовые


3,9


23,75


39,1


54,6


76,9


131,5


180,3


182,4


178,8


136,0


Легковые


-


0,03


10,3


17,1


19,0


3,7


18,2


27,0


19,6


5,5


Автобусы


0,1


0,1


0,3


0,7


0,8


1,3


1,3


1,7


3,3


3.9


Всего


4


23,88


49,7


72,4


96,7


136,5


199,
8


211,1


201,7


145,4














































































































Табл.
3. - Выпуск автомобилей в СССР в 1945 - 6 8 (тыс. шт. )




1945


1950


1955


1960


1965


1966


1967


1968


Грузовые


68,6


294,4


328,1


362,0


379,6


407,6


437,4


478,1


Легковые


5,0


64,6


107,8


138,8


201,2


230,3


251,4


280,3


Автобусы


1,1


3,9


9,4


22,8


35,5


37,3


40,0


42,4


Всего


74,7


362,9


445,3


523,6


616,3


675,2


728,8


800,8





На всех этих
з-дах со 2-й пол. 1916 предполагалось выпускать 6750 легковых и 3750 грузовых
автомобилей в год, но ни один з-д к этому времени ещё не был полностью
построен.


В СССР первые
10 полуторатонных грузовых автомобилей АМО-Ф-15 были выпущены в 1924 на
з-де АМО. В 1925 началось произ-во автомобилей на Ярославском автозаводе.
Развитие А. п. СССР прошло несколько этапов. В первый период (1924-30)
выпускались в основном грузовые автомобили индивидуального и серийного
произ-ва в небольших количествах (см. табл. 1).


Производство
легковых автомобилей НАМИ-1 было организовано в 1927-28 в Москве на з-де
"Спартак".


Второй период
(1931-41) характеризуется организацией крупносерийного и массового произ-ва
автомобилей, созданием специализированного автомоб. произ-ва. Индустриализация
страны и коллективизация с. х-ва значительно увеличили потребность в автомоб.
транспорте. В 1928-29 были приняты решения о стр-ве автозаводов в Москве
и в Горьком. 1 окт. 1931 был введён в строй Моск. автозавод (АМО), ныне
автозавод им. Лихачёва (ЗИЛ), реконструированный для выпуска 25 тыс. 3-тонных
автомобилей в год. 1 янв. 1932 вошёл в строй Горьков-ский автозавод, рассчитанный
на 100 тыс. автомобилей в год. В 1932-33 начаты работы по дальнейшему увеличению
производств, мощностей автозаводов. Произ-во автомобилей быстро увеличивалось.


В 1932 начат
выпуск легковых автомобилей ГАЗ-А на Горьковском автозаводе (с 1936-легковые
автомобили М-1). В1936 развернулось произ-во легковых 6-местных автомобилей
ЗИС-101 на Моск. автозаводе. Моск. автосборочный з-д им. КИМ (1930) в 1938-39
был расширен и реконструирован для массового произ-ва малолитражных легковых
автомобилей, к 1 мая 1940 были выпущены первые 3 образца, а
до нач. Великой Отечеств, войны - ок. 500 автомобилей, получивших назв.
КИМ-10. В 1933 Моск. автозавод выпустил 21-местный автобус ЗИС-8,в 1934
- улучшенной конструкции автобус ЗИС-12, а перед войной - автобус на 26
пассажиров ЗИС-16. Наряду с развитием произ-ва двухосных грузовых автомобилей
выпускались автомобили повышенной проходимости, с 1933 - трёхосные грузовые
автомобили ЗИС-6 грузоподъёмностью 2,5 т (4 т - на дорогах
с твёрдым покрытием), в 1935 на Горьковском автозаводе - трёхосные грузовые
автомобили ГАЗ-30 грузоподъёмностью 2 т. В эти же годы был начат
выпуск автомобилей-самосвалов и шасси для специализированных автомобилей
различного назначения. (См. табл. 2.) В годы Великой Отечеств, войны был.
построен Уральский автозавод в Миассе (Челябинская обл.) и комплектующие
его заводы - кузнечно-прессовый в Челябинске и автоагрегатный в Шадринске
(Курганская обл.). В 1942-43 Уральский автозавод поставлял автомоб. двигатели
и коробки перемены передач московскому и др. автозаводам, с июля
1944 выпускал 3-тонные грузовые автомобили.


После войны,
наряду с реконструкцией и расширением действующих з-дов, построены и начали
произ-во автомобилей Минский з-д, рассчитанный на выпуск двухосных грузовых
автомобилей грузоподъёмностью 6 - (1947), Кутаисский - грузовых
автомобилей ЗИС-150 (1951), Ульяновский - легковых автомобилей повышенной
проходимости ГАЗ-69 (выпуск с 1954). На Моск. з-де малолитражных автомобилей
в 1947 начат выпуск малолитражных легковых автомобилей "Москвич-400". С
1956 начат выпуск автобусов на Львовском и с 1953 на Павловском (Горьковская
обл.) автобусных з-дах. В 1945 на Моск. автозаводе было организовано произ-во
легкового автомобиля высшего класса ЗИЛ-110. С 1947-48 автозаводы начали
освоение новых типов автомобилей взамен ранее выпускавшихся (грузовые автомобили
ГАЗ-51, ГАЗ-63., ЗИС-150, ЗИС-151, Урал-355М, ЯАЗ-210, МАЗ-200, МАЗ-205
и др.; легковые - "Победа", ГАЗ-69). Расширился типаж автомобилей. Кроме
бортовых автомобилей, увеличился выпуск самосвалов, автомобилей
высокой проходимости, газобаллонных, санитарных, пожарных и др.
специализированных автомобилей. Вновь освоенные модели автомобилей превосходили
довоенные по сроку службы, мощности двигателя, комфортабельности и имели
меньший удельный расход топлива. С конца 50-х гг. Д. п. получила дальнейшее
развитие. Были созданы Кременчугский автозавод для произ-ва тяжёлых: самосвалов
грузоподъёмностью 10-12 т и бортовых автомобилей грузоподъёмностью
12-14 т (выпуск с 1959), Белорусский автозавод - для выпуска карьерных
самосвалов грузоподъёмностью 25-40 т (с 1959), построены автосборочные
з-ды автомобилей-самосвалов в Саранске (Морд. АССР, 1958) и Фрунзе (Кирг.
ССР, 1965), запорожский з-д "Коммунар" был реконструирован на массовый
выпуск микролитражных легко-вых автомобилей "Запорожец" (с 1960). Организовано
произ-во гор. автобусов ЛИАЗ-158 на 60 пассажиров в г. Ликино-Дулёво (Моск.
обл., с 1959). В Кургане начато произ-во однодверных автобусов на 20 пассажиров
для внутрирайонных перевозок (с 1958), в Риге - автобусов особо малой вместимости
- РАФ, используемых в качестве маршрутных такси и для служебных поездок
(с 1957). (См. табл. 3.)


В решениях
23-го съезда КПСС (1966) предусмотрено дальнейшее развитие А. п.
в СССР. Наиболее крупным автомобильным заводом, строящимся в 1966-70, станет
Волжский в г. Тольятти, рассчитанный на выпуск 660 тыс. легковых малолитражных
автомобилей в год. Расширяется Моск. з-д малолитражных автомобилей, организуется
произ-во малолитражных автомобилей в Ижевске. Осн. з-ды перешли на выпуск
новых, более совершенных моделей автомобилей: ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (1967)
на
Моск. автозаводе, ГАЗ-53А (1965) и ГАЗ-66 (1966) на Горьковском,
Урал-375 (1962) и Урал-377 (1966) на Уральском, МАЗ-500,
МАЗ-503, МАЗ-504 (1965) на Минском автозаводе и др. Новые модели
автомобилей обладают повышенной грузоподъёмностью, увеличенной мощностью
двигателей, почти в 2 раза повышены сроки службы. Увеличивается выпуск
специализированных автомобилей-цистерн, фургонов, самосвалов, седельных
тягачей с полуприцепами. Значительное развитие получает производство
автомобильных прицепов, агрегатов и запасных частей.


Произ-во в
А. п.- массово-поточное. Уровень механизации и автоматизации высок, развивается
специализация. Авто-моб. з-ды получают по кооперации электрооборудование,
шариковые и роликовые подшипники, изделия из резины, пластмасс, стекла,
широкий ассортимент профилей, спец. узлы и агрегаты (карбюраторы, амортизаторы),
краски, лаки, ткани и т. п. Созданные в годы Великой Отечеств, войны 1941-45
и после войны Уральский, Минский, Ульяновский, Кременчугский, Белорусский,
Запорожский автомоб. з-ды получают с других заводов двигатели, коробки
перемены передач, карданные валы, рессоры, колёса, радиаторы, отд. з-ды
получают также полуфабрикаты (отливки из чёрных и цветных металлов). Специализация
распространилась также на ЗИЛ и ГАЗ, к-рые раньше были комплексными предприятиями.
С Моск. автозавода выведено на специализированные з-ды произ-во компрессоров
для пневмотормозов, карданных валов, радиаторов, передних, средних и задних
ведущих мостов и раздаточных коробок для трёхосных автомобилей. ГАЗ для
вновь осваиваемых автомобилей получает двигатели со специализированного
моторного з-да. Ярославский з-д в 1959 прекратил произ-во автомобилей (оно
перенесено в Кременчуг) и превратился в моторный з-д. В Горьковской обл.
построен з-д по произ-ву карбюраторных двигателей для легковых и грузовых
автомобилей и с 1960 начал их выпускать. Созданы специализированные предприятия:
в Мелитополе - з-д силовых агрегатов для микролитражных автомобилей (выпуск
с 1960), в Паневежисе (Литов. ССР) - автомоб. компрессоров (с 1959), в
Ярославле - топливной аппаратуры (с 1960), в Полтаве (УССР) - тормозной
аппаратуры (с 1959), в Херсоне (УССР, с 1959) и в Гродно (БССР,
1959) - карданных валов, во Фрунзе (Кирг, ССР, 1959) и Лихославле (Калининская
обл., 1959) - з-ды радиаторов. Построен кузнечный з-д в Токмаке (УССР,
1965), строится (1968) литейный з-д для выпуска чугунных
и стальных автомоб. отливок в Саранске (Морд. АССР). Специализированные
з-ды применяют высокопроиз-водит. оборудование и совершенную технологию
произ-ва.


В зарубежных
социалистич. странах А. п. также получает всё большее развитие (см. табл.
4).










































































































































































































































































































Табл.
4.-
Выпуск автомобилей в отдельных социалистических странах (шт.)




1955


1960


1965


1967


Венгрия










грузовые


2970


2923


4352


3447


автобусы


720


1892


2779


3456


Всего


3690


4815


7131


6903


ГДР










грузовые1


14191


12864


15000


22585

лекговые 22247 64071 95000 111516

легковые


36438


76935


110000


134101


КНДР










грузовые




3100


9000




легковые
Всего




3100


9000




Польша










грузовые


12473


24000


34200


36050


легковые
Всего


4000
16473


12900
36900


26400
60600


27880
63930


Румыния










грузовые1


5200


12100


22800


22196


легковые
Всего


52002


12100


22800


5610
27806


Чехословакия










грузовые1


13980


18733


14008


21456


легковые
Всего


12530
26510


56211
74944


77705
91713


111718
133174


Югославия










грузовые1


3191


5460


11859


12100


легковые
Всего


990
41812


10461
15921


35880
47739


47900
60000


1
Включая автобусы. 2 Данные за 1956.





Из капиталистич.
стран наиболее развитую А. п. имеют США (см. табл. 5).


























































































Табл.
5. - Выпуск автомобилей в капиталистических странах в 1967 (шт.)




Всего


В
том числе


легковые


грузовые,
включая автобусы


США


9023736


7412659


1611077


Япония


3173000


1375800


1797200


ФРГ


2480900


2295700


185200


Франция


2009700


1751800


257900


Англия


1947300


1552000


395300


Италия


1542700


1439200


103500


Канада


938000


713000


225000





Во всех капиталистич.
странах подавляющая часть автомоб. произ-ва приходится на долю небольшого
числа крупных монополий (см. Автомобильные монополии).


Лит.: Селифонов
В. Я., Автомобильная промышленность СССР в 1959 - 1965 гг., М., 1959; ДинерштейнМ.А.,
Кацура П. М., Задачи и перспективы развития автомобильной промышленности
СССР в 1966 - 1970 гг., М., 1967; Полвека труда и строительства. История
Ярославского ордена Ленина моторного (автомобильного) завода 1916 <-
1966,
Ярославль, 1966; Горьковский автомобильный. Очерк истории завода, [М.,
1964]; История Московского автозавода им. И. А. Лихачева, М., 1965; Абрамович
<А.
Д., Краткий очерк развития автомобильной промышленности и автомоб.
транспорта в СССР, М., 1958; Колесников Ф. А., Автомобилестроение в капиталистич.
странах, М., 1966. В. Я. Селифонов.


Илл. см. на
вклейке, табл. XIV.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я