АВТОМОБИЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ капиталистических стран. Подавляющая часть произ-ва и сбыта
автомобилей сконцентрирована в руках небольшого числа монополий США, ФРГ,
Франции, Италии и Англии. В 1966 почти 4/5 мирового капиталистич.
произ-ва автомобилей приходилось на долю 3 амер. и 7 западноевроп. автомоб.
монополий, в т. ч. ок. 60% - на долю монополий США. С конца 50-х гг. в
число ведущих А. м. выдвинулись также компании Японии.


В каждой стране
выпуск автомобилей сосредоточен на предприятиях нескольких компаний. В
1966 в США на долю "большой тройки" ["Дженерал моторе" (General Motors),
"Форд мотор" (Ford Motor) и "Крайслер" (Chrysler)] приходилось св. 90%
всего произ-ва автомобилей; 4 фирмы в ФРГ ["Фольксвагенверк" (Volkswagenwerk),
"А. Опель" (A. Opel), "Форд-верке" (Ford-Werke) и "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)],
5 компаний в Англии ["Бритиш мотор холдинге" (British Motor Holdings),
"Форд мотор", "Воксхолл моторе" (Vauxhall Motors), "Руте моторе" (Rootes
Motors) и "Лей-ленд мотор" (Leyland Motor)], 4 фирмы во Франции ["Рено"
(Renault), "Пежо отомобиль" (Peugeot Automobiles), "Сит-роен" (Citroen)
и "СИМКА отомобиль" (SIMCA Automobiles)] практически монополизировали выпуск
автомобилей в своих странах. В Италии "ФИАТ" ("Фабрика итальяна аутрмобили
Тори-но" - FIAT, Fabbrica Italiana Automobili Torino) контролирует 90%
произ-ва автомобилей. В Японии св. 2/сосредоточено на предприятиях 4 фирм: "Тоёта мотор" (Toyota Motor), "Ниссан
мотор" (Nissan Motor), "Toe когё" (Toyo Kogyo) и "Мицубиси хэви индастрис"
(Mitsubishi Heavy Industries). (См. табл. 1.)


А. м. относятся
к пром. гигантам капиталистич. мира. 7 А. м. входят в число крупнейших
капиталистич. монополий, обороты по продаже к-рых превышают 1,5 млрд. долл.
"Дженерал моторе" и "Форд мотор" по объёму продаж занимают 1-е и 2-е места
среди пром. компаний капиталистич. мира, а по размеру активов уступают
лишь крупнейшему нефт. тресту "Стандард ойл К0 (Нью-Джерси)"
[Standard Oil (New Jersey)]. "Фольксвагенверк" занимает по объёму
продаж 1-е место среди компаний ФРГ и 4-е - в мире. "ФИАТ" - самая крупная
монополия Италии.


А. м. США значительно
превосходят западноевроц, и япон. компании. В 1966 число занятых на предприятиях
"большой тройки" было почти в 2 раза больше, чем на заводах восьми крупнейших
А. м.


автомооилеи,
чем крупнейшая л. м. оаи. Европы "Фольксвагенверк". Иностр. филиалы амер.
монополий входят в число ведущих автомоб. компаний других стран. В Канаде
на долю трёх филиалов "большой тройки" США приходится 90% произ-ва автомобилей.
В Англии св. 50% автомобилестроения находится под контролем филиалов "большой
тройки" США: "Воксхолл моторе" - филиал "Дженерал моторе"<, "Форд
мотор" -






































































































































































































































































































Табл.
1. - Доля крупнейших монополий в производстве автомобилей в 1966




Тыс.
шт.


%


США,
всего


10371


100,0


"Дженерал
моторе"


5179


49,9


"Форд
мотор"


2952


28,5


"Крайслер"


1599


15,4


"Американ
моторе"


279


2,7


ФРГ,
всего


3051


100,0


"Фольксвагенверк"


1652


54,0


"А.
Одель"


685


22,4


"Форд-верке"


449


14,7


"Даймлер-Бенц"


249


8,1


Япония,
всего


2286


100,0


"Тоёта
мотор"


587


25,7


"Ниссан
мотор"


517


22,6


"Тоё
Когё"


299


13,1


"Мицубиси
хэви индастрис"


258


11,3


"Дайхацу
когё"


174


7.6


Англия,
всего


2043


100,0


"Бритиш
мотор холдинге"


739


30,2


"Форд
мотор"


580


28.4


"Воксхолл
моторе"


275


13,4


"Форд
"


213


10,4


"Лейленд
мотор"


147


7,2


Франция,
всего


2025


100,0


"Рено"


763


37,7


"Ситроен"


535


26,4


"Пежо
отомобиль"


374


18,4


"СИМКА
отомобиль"


327


16,1


Италия,
всего


1366


100,0


"ФИАТ"


1229


90,0


Канада,
всего


894


100,0


"Дженерал
моторс"


356


40,0




260


29,1


"Крайслер"


190


21,2


Швеция,
всего


196


100,0


"Вольво"


152


77,3





филиал амер.
монополии "Форд мотор", "Руте моторе" контролируется "Крайсле-ром". Св.
1/3 выпуска автомобилей в ФРГ производится филиалами "Дженерал моторе"
("А. Опель") и "Форд мотор" ("Форд-верке"). Активность амер.
монополий в Зап. Европе особенно возросла в связи с образованием экономич.
группировок - Европ. экономич. сообщества (ЕЭС) и Европ. ассоциации
свободной торговли (ЕАСТ). За период с 1958 по 1965 доля фирм, находящихся
под контролем амер. монополий, в произ-ве автомобилей в странах ЕЭС увеличилась
с 16% до 25%.


Под влиянием
конкуренции амер. А. м.,< а также в связи с образованием экономич.
группировок в автомоб. пром-сти стран Зап. Европы и Японии усилился процесс
концентрации произ-ва, возросло число слияний, поглощений, различных соглашений,
предусматривающих разнообразные формы сотрудничества между компаниями.
В Англии в 1966 "Бритиш мотор" поглотила независимую фирму "Джегуар каре"
(Jaguar Cars), образовав "Бритиш моторе холдинг", к-рая в нач. 1968
объединилась с "Лейленд мотор" в "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен".


Имеются соглашения
о специализации и кооперировании между "Бритищ Лейленд мотор корпорейшен"-(Англия)
и
"Инноченти" (Innocenti, Италия), "Рено" (Франция) и "Альфа
Ромео" (Alfa Romeo, Италия) и др. Западногерм. фирма "НСУ моторенверке"
и франц. "Ситроен" в 1965 договорились о совместном произ-ве автомобилей,
для к-рых двигатели будут выпускаться в ФРГ, а кузова - во Франции. Укрепляя
свои позиции на нац. рынках, А. м. Зап. Европы и Японии одновременно энергично
проникают в США, форсируя экспорт туда автомобилей. Доля импортных легковых
автомашин в общей продаже легковых автомобилей в США выросла с менее чем
1% в 1955 до 6% в 1965.


Обострение
конкурентной борьбы, рост концентрации и монополизации произ-ва способствуют
усилению господства в автомоб. пром-сти мощных монополий за счёт поглощения
ими или банкротства более мелких фирм. Только в течение десятилетия 1957-66
в странах Зап. Европы св. 10 компаний прекратили своё существование или
были поглощены более крупными фирмами. В 1966 среди 20 крупнейших
неамер. пром. монополий насчитывалось 6 автомоб. компаний против двух в
1956. За это десятилетие "Фольксвагенверк" переместилась в списке крупнейших
неамер. компании с 25-го на 4-е место, япон. "Ниссан мотор" только за 1966
передвинулась с 73-го на 42-е место.


А. м. США для
завоевания новых рынков и вообще для усиления своих позиций за границей
широко используют экспорт капитала. В 1966 по размеру новых заграничных
капиталовложений (967 млн. долл.) они занимали 3-е место в стране
после компаний нефтяной (2500 млн. долл.) и химич. (1063 млн. долл.)
пром-сти.
У "Форд мотор" и "Крайслер" соответственно V1/производств, мощностей по выпуску автомобилей расположены за границей.
"Дженерал моторе" имеет за пределами США предприятия в 24 странах.


Осн. средством
внешнеэкономич. экспансии А. м. западноевроп. стран служит экспорт автомобилей.
Самый крупный экспортёр автомобилей в мире "Фольксвагенверк" вывозит св.
60% производимых им автомашин, итал. А. м. "ФИАТ" - почти 30%. Япон. фирмы
быстрыми темпами расширяют экспорт грузовых автомобилей, их доля в мировом
экспорте выросла почти с нулевого у-ровня в 1957 до 18% в 1965. "Тоёта
мотор" с 1962 по 1966 в 3 раза увеличила свой экспорт при росте произ-ва
в 2 раза.


Ведущие А.
м. представляют собой мощные машиностроит. концерны, в производственной
программе к-рых видное место занимает также продукция др. отраслей машиностроения.
А. м. играют важную роль в произ-ве с.-х. машин, энергосилового и авиационного
оборудования, воен. и ракетно-космич. техники.


В годы 2-й
мировой войны "Дженерал моторе" и "Форд мотор" по сумме правительственных
воен. заказов (13,8 млрд. долл. и 5,3 млрд. долл.) занимали 1-еи
3-е места, доля воен. продукции в их проиЗ-ве составляла почти 90% . Несмотря
на то, что с появлением новых видов вооружения роль А. м. в произ-ве воен.
техники снизилась, стоимость воен. продукции, ежегодно выпускаемой такими
компаниями, как "Дженерал моторе" и "Форд мотор", в сер. 60-х гг. достигала
0,5 млрд. долл. Западногерм. А. м. производят более 50 типов воен. машин,
а также выступают осн. поставщиками танков для бундесвера. А. м. являются
ведущими экспортёрами продукции воен. назначения: среди поставщиков вооружения
за пределы США чКрайслер" занимает 5-е место по сумме заграничных воен.
заказов (1966 - 154,2 млн. долл.). Амер. А. м. осуществляют крупные поставки
автомобилей для армий стран, входящих в агрессивные блоки, возглавляемые
США. В 1965 доля этой продукции в амер. экспорте автомобилей достигала
10%. А. м. выступают ген. подрядчиками и субподрядчиками при осуществлении
крупных проектов в области произ-ва ракетно-космич. техники и космич. исследований.


В автомоб.
пром-сти сильны гос.-моно-полистич. тенденции. За счёт гос. средств финансируются
н.-и. работы А. м. в области воен. и ракетно-космич. техники. В ряде стран
гос-во непосредственно участвует в автомоб. пром-сти, являясь собственником
или крупнейшим акционером автомоб. компаний ("Рено" во Франции, "Альфа
Ромео" в Италии, "Фолькс-вагенверк" в ФРГ). В западноевроп. странах гос-во
активно способствует реорганизации нац. компаний, стимулируя их к объединению
и сотрудничеству. В годы 2-й мировой войны А. м. США и Англии существенно
увеличили свои производств, мощности за счёт гос. строительства (напр.,
"Крайслер" - почти в 4 раза).


Крупнейшие
А. м. (см. табл. 2). Продажи самой крупной А. м. "Дженерал моторе", контролируемой
Дюпонами, составили в 1966 св. 6,7 млн. автомобилей, из к-рых 1,5 млн.
было произведено за границей. Она имеет только в США ок. 130 з-дов и расходует
на капиталовложения ежегодно до 1,5-2 млрд. долл.; входит также в число
крупнейших производителей в США локомотивов, холодильного оборудования,
авиац. двигателей, систем <управления, деталей и узлов для ракет.
Ею, в частности, осуществлялась разработка подъёмно-трансп. оборудования
для системы оружия "Минитмен". Общий объём продаж в 20 млрд. долл., чистая
прибыль в 1,8 млрд. долл. и число занятых 750 тыс. чел. делают "Дженерал
моторе" крупнейшей пром. монополией капиталистич. мира. Вторая в мире А.
м. "Форд мотор" продала в 1966 4,5 млн. автомобилей, из них почти 1,2 млн.
выпущены её заграничными з-дами. На её долю приходится также 15% амер.
произ-ва тракторов. Она имеет дочернюю компанию, занимающуюся проектированием
и выпуском управляемых снарядов, электронных систем и счётно-решающих устройств
воен. назначения и т. д.




































































































































































































































































































































































































Табл.
2.- Крупнейшие автомобильные монополии капиталистического мира в 19661




Год
основания


Число
занятых (тыс. чел.)


Активы
(млн. долл.)


Собственный


капитал (млн.
долл.)



Оборот
по продаже (млн. долл.)


Валовая
прибыль


(млн. долл.)



Отношение
валовой прибыли в %


Чистая
прибыль (млн. долл.)


к
обороту


к
собственному капиталу

США


"Дженерал
моторс"


1916


745


12916


8726


20209


3424


16,9


39,2


1793


"Форд
мотор"


1902


388


8090


4782


12240


1188


9,7


24,8


621


"Крайслер"


1925


183


3149


1701


5650


377


6,7


22,2


189


Страны
Зап. Европы и Япония




















"Фольксвагенверк"
(ФРГ)


1930


125


1434


661


2500


1862


7,4


28,2


125


"ФИАТ"
(Италия)


1899


135


1401


495


1679


772


4,6.


15,5,


40


"Даймлер-Бенц"
(ФРГ)


1926


102


599


249


1475




3,0


17,7


44


"Бритиш
мотор" (Англия)3


1952


120


818


404


1473


572


3,9


14,1


42


"Рено"
(Франция)


1895


95


590


214


1428


163


1,1


7,5


6


"Пежо
отомобиль" (Франция)


1896


54


538


302


935




2,2*


7,0'


21


"Тоёта
мотор" (Япония)


1937


34


896


288


930




5,1*


16,5'


48


"Ниссан
мотор" (Япония)


1933


55


1295


307


921




4,9*


14,6'


45


"Ситроен"
(Франция)


1924


61


406


142


887




0,4*


2,8'


4


"Лейленд
мотор" (Англия)


1919


56


549


264


616




3,5*


10,
2"


27


"Вольво"
(Швеция)


1926


24


379


108


589


50


8,5


46,3


13


1
Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке. 2
Прибыль до вычета подоходного налога и её отношение к обороту и собственному
капиталу. 3 На 31 июля 1966. 4 Отношение чистой прибыли
к обороту и собственному капиталу.






Находящаяся
в сфере влияния Морганов А. м. "Крайслер" особенно энергично развивает
свою деятельность в Зап. Европе, скупая ведущие европ. автомоб. компании.
Так, в 1965 она увеличила свою долю во франц. автомоб. компании "СИМКА"
до 77% акц. капитала (23% акций компании "СИМКА" принадлежит А. м. "ФИАТ").
Из 2,1 млн. автомобилей, реализованных ею в 1966, почти 0,6 млн. выпущено
за границей."Крайслер" играет важную роль в произ-ве танков и управляемых
снарядов, являлся ген. подрядчиком по стр-ву первой ступени ракеты-носителя
"Сатурн 1 Б".


На долю "Фольксвагеиверк",
40% акц. капитала к-рой принадлежит федеральному пр-ву и пр-ву земли Нижняя
Саксония, приходится св. 50% выпуска и св. 60% экспорта автомобилей ФРГ.
Из 978 тыс. автомобилей, вывезенных ею в 1966, более 55% было экспортировано
в США, где монополия прочно удерживает 1-е место среди иностр. поставщиков
автомобилей. Это обусловлено выпуском более доступных широкому потребителю
малолитражных автомобилей известной марки "Фольксваген-1200".


Англ. А. м.
"Бритиш Лейленд мотор корпорейшен", возникшая в нач. 1968 в результате
серии слияний и поглощений, имевших место в 60-х гг. среди нац. англ, автомоб.
компаний, является одним из крупнейших производителей автомобилей в капиталистич.
мире. По объёму выпуска продукции она занимает 1-е место в Англии и 7-е
место в мире. Её предприятия выпускают разнообразные типы автомобилей,
более 35% из них экспортируется. На долю легковых автомобилей приходится
почти 3/в сферу влияния семьи Аньелли-Нази, крупнейших представителей финанс. олигархии
Италии. Монополия производит также тракторы, самолёты, ж.-д. подвижной
состав, судовые двигатели, холодильники, станки, сталь и т. д.


Соглашение
1966 о сотрудничестве между франц. гос. компанией "Рено" и частной фирмой
"Пежо" положило начало созданию во Франции мощного автомоб. объединения,
под контролем к-poro будет находиться св. 60% произ-ва и 65% экспорта автомобилей
Франции. На долю "Ситроен" в результате присоединения ею в 1967 фирмы "Отомобиль
М. Берлье" (Automobiles M. Berliet) приходится половина франц. произ-ва
грузовых автомобилей грузоподъёмностью более 6 т. "Ситроен" занимает
2-е место во Франции также по произ-ву легковых автомобилей (после "Рено").


Самая крупная
А. м. Японии "Тоёта мотор" по темпам роста значительно обгоняет своих конкурентов;
в 1967 она выпустила более 800 тыс. автомашин.

И. М. Резникова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я