АВТОМОБИЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ
капиталистических стран. Подавляющая часть произ-ва и сбыта
автомобилей сконцентрирована в руках небольшого числа монополий США, ФРГ,
Франции, Италии и Англии. В 1966 почти 4/5 мирового капиталистич.
произ-ва автомобилей приходилось на долю 3 амер. и 7 западноевроп. автомоб.
монополий, в т. ч. ок. 60% - на долю монополий США. С конца 50-х гг. в
число ведущих А. м. выдвинулись также компании Японии.
В каждой стране
А. м. относятся
А. м. США значительно
автомооилеи,
филиал амер.
Под влиянием
Имеются соглашения
Обострение
А. м. США для
Осн. средством
Ведущие А.
В годы 2-й
В автомоб.
Крупнейшие
капитал (млн.
(млн. долл.) Находящаяся
На долю "Фольксвагеиверк",
Англ. А. м.
Соглашение
Самая крупная
И. М. Резникова.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
выпуск автомобилей сосредоточен на предприятиях нескольких компаний. В
1966 в США на долю "большой тройки" ["Дженерал моторе" (General Motors),
"Форд мотор" (Ford Motor) и "Крайслер" (Chrysler)] приходилось св. 90%
всего произ-ва автомобилей; 4 фирмы в ФРГ ["Фольксвагенверк" (Volkswagenwerk),
"А. Опель" (A. Opel), "Форд-верке" (Ford-Werke) и "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)],
5 компаний в Англии ["Бритиш мотор холдинге" (British Motor Holdings),
"Форд мотор", "Воксхолл моторе" (Vauxhall Motors), "Руте моторе" (Rootes
Motors) и "Лей-ленд мотор" (Leyland Motor)], 4 фирмы во Франции ["Рено"
(Renault), "Пежо отомобиль" (Peugeot Automobiles), "Сит-роен" (Citroen)
и "СИМКА отомобиль" (SIMCA Automobiles)] практически монополизировали выпуск
автомобилей в своих странах. В Италии "ФИАТ" ("Фабрика итальяна аутрмобили
Тори-но" - FIAT, Fabbrica Italiana Automobili Torino) контролирует 90%
произ-ва автомобилей. В Японии св. 2/
мотор" (Nissan Motor), "Toe когё" (Toyo Kogyo) и "Мицубиси хэви индастрис"
(Mitsubishi Heavy Industries). (См. табл. 1.)
к пром. гигантам капиталистич. мира. 7 А. м. входят в число крупнейших
капиталистич. монополий, обороты по продаже к-рых превышают 1,5 млрд. долл.
"Дженерал моторе" и "Форд мотор" по объёму продаж занимают 1-е и 2-е места
среди пром. компаний капиталистич. мира, а по размеру активов уступают
лишь крупнейшему нефт. тресту "Стандард ойл К0 (Нью-Джерси)"
[Standard Oil (New Jersey)]. "Фольксвагенверк" занимает по объёму
продаж 1-е место среди компаний ФРГ и 4-е - в мире. "ФИАТ" - самая крупная
монополия Италии.
превосходят западноевроц, и япон. компании. В 1966 число занятых на предприятиях
"большой тройки" было почти в 2 раза больше, чем на заводах восьми крупнейших
А. м.
чем крупнейшая л. м. оаи. Европы "Фольксвагенверк". Иностр. филиалы амер.
монополий входят в число ведущих автомоб. компаний других стран. В Канаде
на долю трёх филиалов "большой тройки" США приходится 90% произ-ва автомобилей.
В Англии св. 50% автомобилестроения находится под контролем филиалов "большой
тройки" США: "Воксхолл моторе" - филиал "Дженерал моторе"<, "Форд
мотор" -
1. - Доля крупнейших монополий в производстве автомобилей в 1966
шт.
всего
моторе"
мотор"
моторе"
всего
Одель"
всего
мотор"
мотор"
Когё"
хэви индастрис"
когё"
всего
мотор холдинге"
мотор"
моторе"
"
мотор"
всего
отомобиль"
отомобиль"
всего
всего
моторс"
всего
монополии "Форд мотор", "Руте моторе" контролируется "Крайсле-ром". Св.
1/3 выпуска автомобилей в ФРГ производится филиалами "Дженерал моторе"
("А. Опель") и "Форд мотор" ("Форд-верке"). Активность амер.
монополий в Зап. Европе особенно возросла в связи с образованием экономич.
группировок - Европ. экономич. сообщества (ЕЭС) и Европ. ассоциации
свободной торговли (ЕАСТ). За период с 1958 по 1965 доля фирм, находящихся
под контролем амер. монополий, в произ-ве автомобилей в странах ЕЭС увеличилась
с 16% до 25%.
конкуренции амер. А. м.,< а также в связи с образованием экономич.
группировок в автомоб. пром-сти стран Зап. Европы и Японии усилился процесс
концентрации произ-ва, возросло число слияний, поглощений, различных соглашений,
предусматривающих разнообразные формы сотрудничества между компаниями.
В Англии в 1966 "Бритиш мотор" поглотила независимую фирму "Джегуар каре"
(Jaguar Cars), образовав "Бритиш моторе холдинг", к-рая в нач. 1968
объединилась с "Лейленд мотор" в "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен".
о специализации и кооперировании между "Бритищ Лейленд мотор корпорейшен"-(Англия)
и
"Инноченти" (Innocenti, Италия), "Рено" (Франция) и "Альфа
Ромео" (Alfa Romeo, Италия) и др. Западногерм. фирма "НСУ моторенверке"
и франц. "Ситроен" в 1965 договорились о совместном произ-ве автомобилей,
для к-рых двигатели будут выпускаться в ФРГ, а кузова - во Франции. Укрепляя
свои позиции на нац. рынках, А. м. Зап. Европы и Японии одновременно энергично
проникают в США, форсируя экспорт туда автомобилей. Доля импортных легковых
автомашин в общей продаже легковых автомобилей в США выросла с менее чем
1% в 1955 до 6% в 1965.
конкурентной борьбы, рост концентрации и монополизации произ-ва способствуют
усилению господства в автомоб. пром-сти мощных монополий за счёт поглощения
ими или банкротства более мелких фирм. Только в течение десятилетия 1957-66
в странах Зап. Европы св. 10 компаний прекратили своё существование или
были поглощены более крупными фирмами. В 1966 среди 20 крупнейших
неамер. пром. монополий насчитывалось 6 автомоб. компаний против двух в
1956. За это десятилетие "Фольксвагенверк" переместилась в списке крупнейших
неамер. компании с 25-го на 4-е место, япон. "Ниссан мотор" только за 1966
передвинулась с 73-го на 42-е место.
завоевания новых рынков и вообще для усиления своих позиций за границей
широко используют экспорт капитала. В 1966 по размеру новых заграничных
капиталовложений (967 млн. долл.) они занимали 3-е место в стране
после компаний нефтяной (2500 млн. долл.) и химич. (1063 млн. долл.)
пром-сти.
У "Форд мотор" и "Крайслер" соответственно V
"Дженерал моторе" имеет за пределами США предприятия в 24 странах.
внешнеэкономич. экспансии А. м. западноевроп. стран служит экспорт автомобилей.
Самый крупный экспортёр автомобилей в мире "Фольксвагенверк" вывозит св.
60% производимых им автомашин, итал. А. м. "ФИАТ" - почти 30%. Япон. фирмы
быстрыми темпами расширяют экспорт грузовых автомобилей, их доля в мировом
экспорте выросла почти с нулевого у-ровня в 1957 до 18% в 1965. "Тоёта
мотор" с 1962 по 1966 в 3 раза увеличила свой экспорт при росте произ-ва
в 2 раза.
м. представляют собой мощные машиностроит. концерны, в производственной
программе к-рых видное место занимает также продукция др. отраслей машиностроения.
А. м. играют важную роль в произ-ве с.-х. машин, энергосилового и авиационного
оборудования, воен. и ракетно-космич. техники.
мировой войны "Дженерал моторе" и "Форд мотор" по сумме правительственных
воен. заказов (13,8 млрд. долл. и 5,3 млрд. долл.) занимали 1-еи
3-е места, доля воен. продукции в их проиЗ-ве составляла почти 90% . Несмотря
на то, что с появлением новых видов вооружения роль А. м. в произ-ве воен.
техники снизилась, стоимость воен. продукции, ежегодно выпускаемой такими
компаниями, как "Дженерал моторе" и "Форд мотор", в сер. 60-х гг. достигала
0,5 млрд. долл. Западногерм. А. м. производят более 50 типов воен. машин,
а также выступают осн. поставщиками танков для бундесвера. А. м. являются
ведущими экспортёрами продукции воен. назначения: среди поставщиков вооружения
за пределы США чКрайслер" занимает 5-е место по сумме заграничных воен.
заказов (1966 - 154,2 млн. долл.). Амер. А. м. осуществляют крупные поставки
автомобилей для армий стран, входящих в агрессивные блоки, возглавляемые
США. В 1965 доля этой продукции в амер. экспорте автомобилей достигала
10%. А. м. выступают ген. подрядчиками и субподрядчиками при осуществлении
крупных проектов в области произ-ва ракетно-космич. техники и космич. исследований.
пром-сти сильны гос.-моно-полистич. тенденции. За счёт гос. средств финансируются
н.-и. работы А. м. в области воен. и ракетно-космич. техники. В ряде стран
гос-во непосредственно участвует в автомоб. пром-сти, являясь собственником
или крупнейшим акционером автомоб. компаний ("Рено" во Франции, "Альфа
Ромео" в Италии, "Фолькс-вагенверк" в ФРГ). В западноевроп. странах гос-во
активно способствует реорганизации нац. компаний, стимулируя их к объединению
и сотрудничеству. В годы 2-й мировой войны А. м. США и Англии существенно
увеличили свои производств, мощности за счёт гос. строительства (напр.,
"Крайслер" - почти в 4 раза).
А. м. (см. табл. 2). Продажи самой крупной А. м. "Дженерал моторе", контролируемой
Дюпонами, составили в 1966 св. 6,7 млн. автомобилей, из к-рых 1,5 млн.
было произведено за границей. Она имеет только в США ок. 130 з-дов и расходует
на капиталовложения ежегодно до 1,5-2 млрд. долл.; входит также в число
крупнейших производителей в США локомотивов, холодильного оборудования,
авиац. двигателей, систем <управления, деталей и узлов для ракет.
Ею, в частности, осуществлялась разработка подъёмно-трансп. оборудования
для системы оружия "Минитмен". Общий объём продаж в 20 млрд. долл., чистая
прибыль в 1,8 млрд. долл. и число занятых 750 тыс. чел. делают "Дженерал
моторе" крупнейшей пром. монополией капиталистич. мира. Вторая в мире А.
м. "Форд мотор" продала в 1966 4,5 млн. автомобилей, из них почти 1,2 млн.
выпущены её заграничными з-дами. На её долю приходится также 15% амер.
произ-ва тракторов. Она имеет дочернюю компанию, занимающуюся проектированием
и выпуском управляемых снарядов, электронных систем и счётно-решающих устройств
воен. назначения и т. д.
2.- Крупнейшие автомобильные монополии капиталистического мира в 19661
основания
занятых (тыс. чел.)
(млн. долл.)
долл.)
по продаже (млн. долл.)
прибыль
валовой прибыли в %
прибыль (млн. долл.)
обороту
собственному капиталу
США
моторс"
мотор"
Зап. Европы и Япония
(ФРГ)
(Италия)
(ФРГ)
мотор" (Англия)3
(Франция)
отомобиль" (Франция)
мотор" (Япония)
мотор" (Япония)
(Франция)
мотор" (Англия)
2"
(Швеция)
Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке. 2
Прибыль до вычета подоходного налога и её отношение к обороту и собственному
капиталу. 3 На 31 июля 1966. 4 Отношение чистой прибыли
к обороту и собственному капиталу.
в сфере влияния Морганов А. м. "Крайслер" особенно энергично развивает
свою деятельность в Зап. Европе, скупая ведущие европ. автомоб. компании.
Так, в 1965 она увеличила свою долю во франц. автомоб. компании "СИМКА"
до 77% акц. капитала (23% акций компании "СИМКА" принадлежит А. м. "ФИАТ").
Из 2,1 млн. автомобилей, реализованных ею в 1966, почти 0,6 млн. выпущено
за границей."Крайслер" играет важную роль в произ-ве танков и управляемых
снарядов, являлся ген. подрядчиком по стр-ву первой ступени ракеты-носителя
"Сатурн 1 Б".
40% акц. капитала к-рой принадлежит федеральному пр-ву и пр-ву земли Нижняя
Саксония, приходится св. 50% выпуска и св. 60% экспорта автомобилей ФРГ.
Из 978 тыс. автомобилей, вывезенных ею в 1966, более 55% было экспортировано
в США, где монополия прочно удерживает 1-е место среди иностр. поставщиков
автомобилей. Это обусловлено выпуском более доступных широкому потребителю
малолитражных автомобилей известной марки "Фольксваген-1200".
"Бритиш Лейленд мотор корпорейшен", возникшая в нач. 1968 в результате
серии слияний и поглощений, имевших место в 60-х гг. среди нац. англ, автомоб.
компаний, является одним из крупнейших производителей автомобилей в капиталистич.
мире. По объёму выпуска продукции она занимает 1-е место в Англии и 7-е
место в мире. Её предприятия выпускают разнообразные типы автомобилей,
более 35% из них экспортируется. На долю легковых автомобилей приходится
почти 3/
Италии. Монополия производит также тракторы, самолёты, ж.-д. подвижной
состав, судовые двигатели, холодильники, станки, сталь и т. д.
1966 о сотрудничестве между франц. гос. компанией "Рено" и частной фирмой
"Пежо" положило начало созданию во Франции мощного автомоб. объединения,
под контролем к-poro будет находиться св. 60% произ-ва и 65% экспорта автомобилей
Франции. На долю "Ситроен" в результате присоединения ею в 1967 фирмы "Отомобиль
М. Берлье" (Automobiles M. Berliet) приходится половина франц. произ-ва
грузовых автомобилей грузоподъёмностью более 6 т. "Ситроен" занимает
2-е место во Франции также по произ-ву легковых автомобилей (после "Рено").
А. м. Японии "Тоёта мотор" по темпам роста значительно обгоняет своих конкурентов;
в 1967 она выпустила более 800 тыс. автомашин.