АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛИГОН

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЛИГОН участок местности, оборудованный для испытания автомобилей.
Первый А. п. был построен в 1924 в США фирмой "Дженерал моторе" в г. Милфорде.
В последующие годы он пополнился новыми испытат. участками и сооружениями.
Построены А. п. также многими автомоб. фирмами Европы: в 1924-25- "Лина-Монле-ри"
(Франция), в 1949-50- "Майра" (Англия) и др. Несколько А.
п. сооружено в Японии (в 1961-62 - "Мицубиси", "Ниссан мотор", "Тоёта"
и др.), Австралии (1960 - "Холден"). В СССР в 1964 построен
Центр, н.-и. полигон НАМИ, к-рый относится к числу крупнейших в мире (рис.
1).


А. п.- комплекс
испытат. и служебных дорог, сооружений, зданий и устройств, дающий возможность
проводить необходимые виды испытаний автомобилей различных типов в условиях,
гарантирующих сопоставимость результатов, полученных в разное время и обеспечивающих
отсутствие помех и безопасность испытаний. Для испытаний, связанных с длительным
движением автомобилей на высокой скорости, на А. п. строятся кольцевые
скоростные дороги или треки; для испытаний на топливную экономичность,<
тяговоскоростные качества, тормозные качества - "динамометрические"
дороги; для пробеговых испытаний на усталостную прочность и надёжность
(долговечность) - маршруты дорог с различными неровными твёрдыми
покрытиями, а также грунтовые и грунтово-каменистые дороги;
для испытания на плавность хода,< управляемость и для определения
уста-лостной прочности деталей и узлов - участки дорог с различными видами
искусств, неровностей. Кроме дорог, на А. п. предусматриваются испытат.
сооружения: водяные бассейны; подъёмы различной крутизны; площадки и устройства
для испытаний автомобилей на безопасность конструкции (столкновение с не-(столкновение
с неподвижным препятствием, опрокидывание и т. д.); горизонт, площадки
с твёрдым гладким покрытием для определения управляемости и устойчивости
автомобилей и автопоездов; участки пересечённой местности,
естеств. и искусств, препятствия для испытаний автомобилей на проходимость;
испытат. камеры - пылевые, дождевальные, климатич. (холодильные, тропические),
аэродинамич. трубы и др. На А.п.имеются также гаражи, профилактории, мастерские,
склады, заправочные станции, метеорологич. и диспетчерские пункты и др.
лабораторные, служебные, производственные и вспомогательные помещения.

0110-1.jpg


Схема Центр.
н.-и. автомобильного полигона НАМИ: 1 - грунтовая дорога; 2 - скоростная
дорога; 3 - булыжная дорога; 4 - "динамометрическая" дорога;
5 - комплекс специальных испытательных дорог (короткие волны, "бельгийская
мостовая", дорога для испытания на шумность, ровный булыжник, выбитый булыжник,
ровные асфальтобетонные дороги, круглая асфальтобетонная площадка и др.);
6 - дорога
со сменными неровностями; 7
- длинные пологие подъёмы; 8 - короткие крутые подъёмы.

Кольцевые скоростные
дороги с твёрдым гладким (цементнобетонным или асфальтированным) покрытием
устраиваются длиной до 8 км (за рубежом), в СССР - до 14 км,
ширина полотна до 10 м. Продольный профиль дороги, в отличие
от треков, имеет подъёмы и спуски, типичные для магистральных дорог 1-й
и 2-й категорий. "Динамометрическая" дорога - прямолинейная в плане горизонт,
дорога с твердым ровным покрытием (цементнобетонным, асфальтобетонным).
Длина дороги на различных А. п. колеблется от 1,5 км ("Майра" в
Англии, "Форд" в США) до 3,6 - 4,2 км ("Крайслер" и "Дженерал моторе"
в США), НАМИ - 4,7 км; ширина полотна от 6 до 11 м, проезжая
часть - одинарная или двойная (т. е. с разделит. полосой). На концах устраиваются
разворотные петли или площадки, рассчитанные обычно на скорость до 40 -
60 км/ч. "Бельгийская мостовая" (рис. 2)- неровная брусчатка, воспроизводящая
старинные мощёные дороги Европы, в частности Бельгии. Малые неровности
покрытия создаются за счёт разности уровней соседних камней, достигающей
25 мм. Крупные неровности устраивают в виде нерегулярно расположенных
выступов и впадин плавных очертаний глубиной до 75 мм. Камни заделываются
(с большим зазором в плане) в песчано-цементный раствор, уложенный на бетонное
основание. Пробег легкового автомобиля ок. 1600 км по "бельгийской
мостовой" достаточен для выявления дефектов, к-рые могут встретиться на
протяжении всего срока эксплуатации автомобиля в обычных дорожных условиях.
Для грузовых автомобилей эта цифра обычно удваивается. Дорога с короткими
волнами (типа "стиральная доска", рис. 3) воспроизводит волнистые неровности
регулярного характера, вызывающие резонансные колебания автомобиля и его
отд. агрегатов и систем. Строится из бетона. Шаг волн 76±5 см, высота
- 25 мм. Волны располагают перпендикулярно оси дороги на ширине
3,3 м, а на остальной части полотна (1,2 м) они направлены
под углом 680 к оси дороги для того, чтобы осуществить сдвиг
фаз возмущающих воздействий волн на колёса правой и левой сторон автомобиля.
Дорога с синусоидальными волнами (рис. 4) имеет бетонное покрытие с плавными
неровностями синусоидального профиля. Шаг волн от 1 до 15 м;
амплитуда (размах) - до 400 мм (при макс, шаге). Волны
располагаются перпендикулярно оси дороги, а иногда имеют косое или "ёлочное"
расположение. Дорога с выступами различной конфигурации (рис. 5) устраивается
в виде шаровых сегментов, усечённых пирамид, параллелепипедов или "шпал"
разной высоты и размеров в плане, размещённых различным образом на поверхности
дорог. Покрытие дороги для испытаний на шу мност ь выполняется из гранитной
брусчатки, укладываемой (в отличие от "бельгийской мостовой") в одной плоскости.
Микронеровности верхней плоскости .камней, взаимодействуя с колёсами автомобиля,
вызывают вибрацию и шумы. Для отражения шумов, создаваемых испытываемым
автомобилем, вдоль "шумоизмерительной" дороги иногда устанавливают гладкие
стенки определённой высоты. Для дороге булыжным покрытием (рис.
6) применяется высокопрочный валунный булыжник. Замощение дорожного
полотна выполняется с неровностями заданного профиля или ровным. Каменистые
и грунтовые дороги включают также участки полного бездорожья
(глубокий сыпучий
песок, участки пашни, заболоченного луга и снежную целину). Используются
для испытаний автомобилей в особенно тяжёлых условиях.


К испытательным
сооружения м на А. п. относятся: испытательные подъёмы - искусственные
(с твёрдым покрытием) или естественные (на пересечённой местности); водяные
бассейны (глуб. от 0,1 до 4 м) для оценки водонепроницаемости и "бродоходимости"
автомобилей; грязевые ванны - лоток, заполняемый грязью, уровень и консистенция
к-рой регулируются; установки для определения устойчивости автомобилей
при действии на них сильного бокового ветра (выполняются в виде ряда воздуходувок,
расположенных вдоль испытат. отрезка дороги длиной в неск. десятков метров).


Лит.: Лаптев
С. А., Автомобильные полигоны, М., 1966. С. А. Лаптев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я