АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА

АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА автономная советская социалистическая республика (АССР),
советское социалистич. нац. государство, входящее в состав союзной республики
и осуществляющее гос. власть вне пределов компетенции союзной республики
на авт. началах (см. Автономия).


В СССР в 1969
имелось 20 АССР, из них 16 в РСФСР: Башкирская (образована 23 марта 1919),
Бурятская (образована 30 мая 1923), Дагестанская (образована 20
янв. 1921), Кабардино-Балкарская (образована 5 дек. 1936),
Калмыцкая (образована 22 окт. 1935), Карельская (образована 25 июля
1923), Коми (образована 5 дек. 1936), Марийская (образована
5 дек. 1936), Мордовская (образована 20 дек. 1934), Северо-Осетинская
(образована 5 дек. 1936), Татарская (образована 27 мая 1920),
Тувинская (образована 9 окт. 1961), Удмуртская (образована 28 дек.
1934), Чечено-Ингушская (образована 5 дек. 1936), Чувашская
(образована 21 апр. 1925), Якутская (образована 27 апр. 1922);
в Груз. ССР имеется 2 АССР: Абхазская (образована 4 марта 1921) и
Аджарская (образована 16 июля 1921); в Узб. ССР - Каракалпакская
(образована 20 марта 1932); в Азерб. ССР-Нахичеванская (образована
9 февраля 1924).


АССР отличаются
друг от друга по размеру территории, по численности и плотности населения,
нац. составу, а также и по ряду др. признаков (в т. ч. исто-рич. прошлое,
уровень развития экономики и т. д.). Вместе с тем они имеют ряд
значит, общих черт. Наиболее существенная из них состоит в том, что каждая
АССР является гос-вом, имеет своё гражданство, свою территорию и конституцию,
свои высшие органы гос. власти - Верх. Совет и Президиум Верх. Совета,
своё правительство - Совет Министров, свой Верх, суд; в каждой АССР есть
прокурор республики, возглавляющий систему органов прокуратуры. В конституциях
АССР закреплено положение о том, что каждый гражданин АССР является гражданином
СССР и соответствующей союзной республики и что граждане всех союзных республик
на терр. данной АССР пользуются одинаковыми правами с её гражданами.


В конституции
АССР закреплены основы её правового положения как гос-ва, входящего в состав
союзной республики. Конституция АССР подлежит утверждению Верх. Советом
союзной республики. В отличие от союзной республики, АССР не имеет права
выхода из СССР, т. к. она не является субъектом федерации - Союза
ССР, однако она может, при наличии соответств. объективных условий, на
основе определённо выраженной народом АССР суверенной воли, согласия двух
заинтересованных союзных республик и решения высших органов гос. власти
СССР осуществить переход из состава одной союзной республики в другую.
Так, с принятием Конституции СССР 1936 Каракалпакская АССР перешла из РСФСР
в состав Узб. ССР.


АССР представляет
собой одну из форм нац. государственности, в к-рой воплощён суверенитет
нации, и в этом её сходство с союзной республикой. Являясь политич. формой
автономии, АССР обладает нек-рыми исключит, полномочиями (такими же, как
союзная республика). Компетенция АССР определяется её конституцией.
Ведению АССР в лице её высших органов гос. власти и гос. управления подлежат:
установление конституции АССР, внесение её на утверждение Верх. Совета
соответств. союзной республики и контроль за её соблюдением; установление
районного деления АССР, границ р-нов, городов и внесение его на утверждение
Верх. Совета союзной республики; законодательство АССР, охрана гос. порядка
и прав граждан; утверждение нар.-хоз. плана и бюджета АССР и отчёта о его
исполнении; установление в соответствии с законодательством СССР и союзной
республики гос. и местных налогов, сборов и неналоговых доходов; руководство
осуществлением бюджетов р-нов, городов и сел. Советов; руководство страховым
и сберегательным делом; управление пром., с.-х. и торг, предприятиями и
орг-циями респ. подчинения, а также руководство местной пром-стью; контроль
и наблюдение за состоянием и управлением предприятий, подчинённых органам
СССР и союзной республики; руководство и контроль за порядком пользования
землёй, недрами, лесами и водами, в соответствии с законами СССР и союзной
республики. Осуществляя свою компетенцию, АССР издаёт законы в строгом
соответствии с законами СССР и союзной республики. В случае расхождения
закона АССР с законом Союза ССР или союзной республики действует общесоюзный
закон или закон союзной республики. Законы АССР публикуются на двух или
нескольких языках, в т. ч. прежде всего на языке данной АССР.


Существуют
спец. гарантии юридич. силы актов, издаваемых правительствами АССР: в конституциях
союзных республик - РСФСР, Узб. ССР, Груз. ССР и Азерб. ССР устанавливается,
что акт Совета Министров АССР не может быть отменён Советом Министров союзной
республики, он может быть им лишь приостановлен, а отменить этот акт правомочны
только Президиум Верх. Совета АССР или Президиум Верх. Совета союзной республики.


АССР имеет
своих представителей в высших органах гос. власти СССР и той союзной республики,
в состав которой она входит. Население каждой АССР избирает 11 депутатов
в Совет Национальностей Верх. Совета СССР. В Совет Союза Верх. Совета СССР
депутаты от АССР избираются на общих основаниях,< т. е. в зависимости
от численности населения республики. Наличие в составе Верх. Совета СССР
депутатов от АССР является одной из важнейших гарантий, позволяющих учесть
их специфич. нац. интересы и потребности при решении общегос. вопросов.
В Верх. Совете союзной республики АССР представлена также на общих основаниях,
т. е. в зависимости от численности её населения. АССР представлена и в
Президиуме Верх. Совета соответствующей союзной республики. В Конституции
РСФСР установлено, что число заместителей пред. Президиума Верховного Совета
РСФСР определяется количеством входящих в состав РСФСР АССР; аналогичное
положение содержится в Конституции Груз. ССР.


Лит. см.
при ст. Автономия.

Д. Л. Златопольский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я