АВТОНОМНАЯ ЭТИКА
система морали, исходящая из идеи о независимости нравств. принципов
и требований от к.-л. внешних по отношению к нравственности условий, интересов
и целей. А. э. развивал Кант в "Критике практического разума" (1788),
противопоставляя её теории франц. просветителей (см. Гетерономная этика).
Кант стремился тем самым обосновать самостоятельность личной совести,
формулирующей нравств. законы для всего человечества не по внешнему принуждению,
а по внутр. убеждению, и выяснить специфич. природу моральных установлений
в отличие от простой целесообразности и велений обществ, авторитетов.
Однако полный отрыв законов морали от социальной практики привёл Канта
к априоризму, к мысли о том, что эти законы можно только постулировать,
но не доказать, а затем и к формализму, к невозможности определить конкретное
содержание нравств. требований (см. Категорический императив). Эта
постановка проблемы была воспринята впоследствии неокантианством, а также
интуитивизмом, экзистенциализмом и диалектич. теологией, противопоставлявшими
мораль законам сущего и социальной действительности. Марксистская этика
обосновывает специфику морали и самостоятельность личной совести своеобразием
отражения социальных законов в моральном сознании (см. Нравственность).
Лит.: Ланге
Н., История нравственных идей. XIX в., СПБ, 1888, гл. 1; Миртов Д., Нравственная
автономия по Канту и Ницше, СПБ, [1905]; Дробниц-к и и О. Г., Кузьмина
Т. А., Критика современных буржуазных этических концепций, М., 1967, с.
33-66, 77-82, 100-41, 184-218, 240-53, 271-306, 337-48. О. Г. Дробницкий.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я