АВТОПОРТРЕТ
портрет художника, выполненный им самим (б. ч. при помощи одного или
нескольких зеркал). В А. художник непосредственно выражает своё самосознание,
оценку собств. личности, свои творч. принципы; во мн. А. с большой остротой
воплощено единство личных и обществ, начал - ощущение художником причастности
своей судьбы к судьбам поколений и классов, к взлётам и упадкам иск-ва.
Нередко, однако, художник изображает себя лишь в качестве наиболее доступной
модели для различных художеств, поисков, экспериментов. Изображение себя
художником известно уже в античном (Фидий) и ср.-век. (скульпторы 14 в.-
новгородец Аврам и П. Парлерж в Чехии) иск-ве. Живописцы итал. Раннего
Возрождения (Ма-заччо, Доменико Гирландайо, Боттичелли) часто
вводили свои изображения в сюжетные религ. композиции. Как разновидность
портретного жанра А. сложился в 16 в.: в иск-ве Высокого Возрождения (Рафаэль,
А. Дюрер) он выражает возросшее обществ, значение художника, его
самоутверждение, в иск-ве маньеризма <-
замкнутость, неустойчивость внутр. мира мастера, порождённую кризисом
ренессансных идеалов; наконец, крупнейшие живописцы Позднего Возрождения
(Тициан, Тинторетто) раскрывают зрителю драматич. судьбу творч. личности,
отстаивающей свою духовную независимость. Эта психологич. напряжённость
находит развитие в А.-исповеди 17 в., где нередко раскрываются социальный
облик художника, его отношение к миру и обществу, его полная достоинства
позиция борца за свои убеждения (Н.Пуссен, П.П.Рубенс и особенно Рембрандт,
автор беспримерной по многообразию и психологич. глубине серии А.). А.
18 в. (Ж. Б.< Шарден, Дж. Рейнолдс, Ф. И. Шубин) б. ч. переносят
художника в интимную рабочую или семейную обстановку, подчёркивая интеллектуальные
усилия творчества, зоркость анализирующего взгляда. Крупные художники 19
в. (Ж. Л. Давид, О. Рунге, О. <А. Кипренский, Г. Кур-бе, И. Н. Крамской)
не только утверждают ценность творч. личности и её богатой духовной жизни,
но и видят в себе олицетворение типич. устремлений своего поколения, своей
социальной группы. На рубеже 19 и 20 вв. А. часто избираются для выражения
личного мироощущения, собственной живописно-пластич. концепции мастера
(П. Сезанн), его внутр. духовной экспрессии (В. ван Гог, М. А. Врубель).
В прогрессивном реалистич. иск-ве 20 в. (К. Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо),
и в т. ч. в сов. иск-ве (С. Т. Конёнков, М. С. Сарьян, П.П.Кончаловский),
лучшие А. выражают единство личного и общенародного, осознание художником
своего обществ, назначения. (Илл. см. на вклейке к стр. 168<-169.)
Лит.: Gessеr
М., Das Selbstbildnis, Z., 1961.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я