АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
автобаза, автохозяйство, автотранспортная контора, автоколонна,
автокомбинат, автопарк, автогараж и т. п., в СССР первичное гос. хозрасчётное
предприятие автомоб. транспорта для перевозки грузов и пассажиров. Обеспечивает
также хранение, технич. обслуживание и текущий (эксплуатационный) ремонт
трансп.средств, снабжение их эксплуатационными материалами. А. п. осуществляет
свою хоз. деятельность по планам, утверждённым вышестоящими
орг-циями. По
роду выполняемых трансп. работ А. п. подразделяются на грузовые, пассажирские
(автобусные, таксомоторные), смешанные и спец. назначения (скорой мед.
помощи, подметально-уборочные, коммунальные и т. п.).
Имеются А.
п. общего пользования и ведомственные.
А. п. общего
пользования находятся в ведении мин-в автомоб. транспорта союзных республик.
В каждой АССР, крае и области имеются автотранспортные управления или тресты,
руководящие работой А. п. Они перевозят массовые грузы в городах и между
городами для предприятий и орг-ций всех отраслей нар. х-ва (такие А. п.
специализируются по роду перевозимых грузов), пассажиров (автобусами и
таксомоторами) и грузы населения. Имеются А. п., перевозящие грузы между
городами (межтранс), а также для перевозки: торговых грузов (торгтранс),
сельхозгру-зов (сельхозтранс), строит, грузов (строй-транс), грузов на
ж.-д. станции и со станций (авторазгрузжелдор) и т. п. А. п. общего пользования
работают, как правило, с большей экономич. эффективностью, т. к. трансп.
процесс для них - осн. производств, деятельность.
Ведомственные
А. п. перевозят грузы предприятий или групп предприятий соответствующего
мин-ва или ведомства. Они обслуживают транспортными средствами конкретные
пром., с.-х. или строит, предприятия (гл. обр. внутрипром. и технологич.
перевозки грузов) и кооперируют свою работу с А. п. общего пользования.
А. п. имеют
диспетчерский аппарат, к-рый в грузовых х-вах изучает потоки грузов, трансп.
связи пром. предприятий, заключает договоры с грузоотправителями, соблюдает
договорные условия; выдаёт сменно-суточные задания шофёрам с учётом максимально
возможного использования грузоподъёмности автомобилей и миним. их пробега
без груза; организует контроль за работой автомобилей на линии. В отд.
случаях они осуществляют погрузочно-разгрузоч-ные работы, экспедиционные
и складские операции, связанные с перевозкой грузов. При наличии в одном
городе нескольких А. п. общего пользования возможна организация Центральной
диспетчерской службы (ЦДС), к-рая руководит трансп. процессом нескольких
А. п.
Пасс. А. п.
изучают трансп. подвижность населения, определяют потребность в перевозке
пассажиров по времени суток и по направлениям, устанавливают маршруты (согласуй
их с горисполкомами), составляют расписания движения автобусов, устанавливают
сеть стоянок легковых такси, организуют контроль за работой шофёров.
С развитием
автомоб. транспорта размеры А. п. увеличиваются. В 1968 в А. п. общего
пользования в среднем находилось ок. 300 автомобилей. В крупных городах
имеются А. п. с количеством автомобилей более 1 тыс. В таких А. п. работает
неск. тысяч человек.
В других социалистич.
странах тоже имеются А. п. общего пользования и ведомственные. В капиталистич.
странах значит, количество автомобилей находится не в А. п., а в пользовании
отд. лиц, предприятий и ферм. Вместе с тем имеются А. п., осн. деятельностью
к-рых является перевозка грузов и пассажиров вне зависимости от ведомственной
принадлежности А. п. См. также Автомобильный транспорт. А.Т.Таранов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я