АГРАРНЫЕ РЕФОРМЫ
преобразования системы землевладения и землепользования. В
ряде стран Зап. Европы А. р. были проведены в период бурж.
революций 17-19
вв. Они нанесли серьёзный удар по феод. отношениям, в нек-рых странах (Англия,
Франция) феод, пережитки были полностью ликвидированы и тем самым
был расчищен путь капиталистич. развитию с. х-ва. Но в ряде стран эти революции
не полностью ликвидировали феод, пережитки, что вызывало необходимость
проведения А. р. в процессе капиталистич. развития. Во многих странах Вост.
и Центр. Европы они осуществлялись "сверху", в интересах господствующих
классов, напр, реформа в 1807-11 в Пруссии, Крестьянская реформа 1861
и Столыпинская аграрная реформа (1906-16) в России, реформа
1864 в Румынии.
Необходимость
проведения А. р. диктуется потребностями экономич. и поли-тич. развития
страны, мощным крестьянским движением за землю. Степень радикальности их
определяется совокупностью социально-экономич. условий в той или иной стране,
соотношением классовых сил, характером гос. власти.
В. И. Ленин
подчёркивал непосредств. связь агр. революции с борьбой за поли-тич. власть:
"Аграрная революция есть пустая фраза, если ее победа не предполагает завоевания
власти революционным народом. Без этого последнего условия это будет не
аграрная революция, а крестьянский бунт или кадетские аграрные реформы"
(Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 366).
А. р., проведённые
в царской России под натиском революц. выступлений крестьян, а после 1-й
мировой войны - в странах Центр, и Юго-Вост. Европы (в Румынии - в 1919-21,
в Чехословакии - в 1919, в Югославии-в 1919, в Венгрии - в 1922-24 после
падения Советской республики, в Польше - в 1920, в Болгарии - в 1921),
носили половинчатый характер и не привели к существ, изменениям в агр.
строе этих гос-в. Они лишь несколько ограничили помещичье землевладение,
а отчуждённая за высокий выкуп земля сосредоточивалась в кулацких х-вах.
Осн. масса крестьян не могла приобрести землю из-за высоких цен на неё.
Столыпинская
агр. реформа в России способствовала развитию земледельческого капитализма
(см. Аграрный вопрос). Принятые в этот период законодательные акты
были направлены на ликвидацию общинного крест, землевладения и укрепление
кулацких х-в в качестве социальной опоры самодержавия при сохранении помещичьих
латифундий. Великая Окт. социалистич. революция в России наиболее полно
и последовательно разрешила агр. вопрос. Декретом о земле, принятым 2-м
Всероссийским съездом Советов 26 окт. (8 нояб.) 1917, была ликвидирована
без всякого выкупа помещичья собственность на землю, земля провозглашена
всенародным достоянием. Система землепользования была установлена декретом
ВЦИК от 9 февр. 1918 "О социализации земли".
Победа народно-демократич.
революций в ряде стран Европы и Азии после 2-й мировой войны явилась важнейшей
предпосылкой осуществления агр. преобразований в интересах трудящихся крестьян.
А. р. в социалистич. странах осуществлены в период народно-демократич.
революций и имели значение аграрной революции. Они отвечали коренным интересам
трудящихся крестьян и заложили прочную экономич. основу союза
рабочего класса и крестьянства. Определяющим условием решения агр. вопроса
в странах, составляющих ныне мировую систему социализма, было установление
власти народа во главе с рабочим классом.
Подавляющее
большинство зарубежных социалистич. стран в Вост. Европе были в прошлом
аграрными или аграрно-индустриальными с преобладанием крест, населения.
Вопрос о том, за кем пойдёт крестьянство, по существу решал судьбы революц.
движения. В Венгрии, Румынии, Польше, Чехословакии, Вост. Германии господствовала
крупная зем. собственность феод, и бурж.-помещичьего типа. Лишь в Болгарии
агр. отношения характеризовались преобладанием крест, землевладения. На
Кубе и в странах Азии - Корее, ДРВ, был высок уд. вес колониальной зем.
собственности. В последних двух странах господств, уклад составляло феод.-помещичье
землевладение. В КНР осн. часть земли находилась в руках феод, помещиков
и крест, верхушки, также широко использовавшей феод, и торгово-ростовщич.
методы эксплуатации крестьянства.
А. р. в зарубежных
социалистич. странах осуществлялись разными методами, проводились в различные
сроки, что определялось объективными условиями - социально-экономич. и
ист. особенностями каждой страны. Осн. содержанием их было уничтожение
крупного помещичьего землевладения и передача помещичьей земли тем, кто
её обрабатывает. А. р. привели к принципиальному изменению классовой и
социально-экономич. структуры деревни. Было ликвидировано помещичье землевладение
и тем самым уничтожены экономич. условия существования помещиков как класса.
Увеличилась доля середняцких х-в, возрос размер среднего зем. надела бедняцких
и маломощных х-в. В то же время А. р. не затрагивали основной массы кулацких
х-в. В Китае своеобразие методов проведения А. р. заключалось в том, что
классовая принадлежность (помещики, кулаки, середняки, бедняки) определялась
не только размерами землевладения, но непосредственно в ходе реформы -
решением общего собрания жителей каждой деревни. ВВенгрии до 2-й мировой
войны крест, х-вам размером до 20 хольдов (1 хольд = 0,57 га), составлявшим
94,4% всех х-в, принадлежало 40,5% пахотной земли. В 1947 после проведения
А. р. (декрет в марте 1945) при незначит. увеличении их доли в общем
числе х-в - до 95,9% им принадлежало уже 70,7% всей пахотной площади страны.
В результате проведения А. р. в Польше (декрет в сент. 1944, на воссоединённых
землях - в сент. 1946) осн. фигурой в деревне стал середняк. В 1931
крест, х-ва с зем. участками от 5 до 10 га составляли 18,9% от общего
числа х-в, а в 1950 - 26,8%. В Чехословакии (законодат. акты от июня 1945,
июня 1947, марта 1948) выросло число х-в с зем. наделом от 5 до
20 га и сократилось число х-в с наделом до 5 га.
Осуществление
А. р. в КНР (декрет в июне 1950) улучшило экономич. положение примерно
300 млн. крестьян (60-70% сел. населения страны). В странах Европы
конфискации в первую очередь подлежали земли (независимо от размеров зем.
собственности) с постройками, оборудованием, живым и мёртвым инвентарём,
принадлежавшие нем. подданным, воен. преступникам, врагам народа, лицам,
сотрудничавшим с нем.-фаш. оккупантами, и пр. В социалистич. странах Азии
(ДРВ, КНДР) первоочередной мерой в проведении А. р. была конфискация зем.
собственности, принадлежавшей франц. и япон. колонизаторам. Другую категорию
землевладения, подлежащую отчуждению (в нек-рых странах за выкуп), представляли
х-ва, превышающие установленный законом об А. р. зем. максимум. Он составлял:
в Болгарии 20 га для всей страны и 30 га для Южной Добруджи;
в Венгрии 57 га, в ГДР и Польше 100 га; в Румынии и Чехословакии
50 га; в Югославии 25-35 га (с 1953-10 га), на Кубе
67 га (13,5 кабальерий).
А. р. в социалистич.
странах (кроме МНР) не предусматривали национализации всей земли. В собственность
гос-ва, как правило, переходила незначит. часть обрабатываемой земли, на
к-рой организовывались с. х-ва и фермы; преобладающая часть лесов, недра,
воды, а также земли, на к-рых расположены пром. и другие предприятия, города
и различные населённые пункты, трансп. магистрали и т. д. Лишь на Кубе
в результате проведённой А. р. гос. сектор охватывает примерно 70% обрабатываемой
площади страны.
Подавляющая
часть с.-х. земли в большинстве социалистич. стран поступала в фонд раздела
между крестьянами и передавалась им на правах частной собственности, т.
к. в этих странах значительно дальше, чем в России, зашло развитие частной
крестьянской зем. собственности, что определяло и степень привязанности
крестьян к земле. Это отразилось и на условиях наделения крестьян землёй.
В законах об А. р. в большинстве социалистич. стран предусматривалась выплата
за полученную землю. Этот выкуп был незначителен по своим размерам (обычно
он равнялся стоимости 1 или 2 урожаев с полученного участка земли). Подавляющая
масса наделённых землёй крестьян была освобождена от платы за землю. С
крестьян также списывались различные формы долговой зависимости, и они
получали земли, свободные от долгов и др. финансовых обязательств прежних
владельцев. Фактически наделение крестьян землёй происходило безвозмездно.
А. р. предусматривали установление определённого минимума зем. <надела,
к-рый был исходным при наделении крестьян землёй. Напр., в Болгарии
средний тип частного трудового земле-владельч. х-ва был определён для всей
страны в 5 га, для районов Юж. Добруджи 8 га; в ГДР 5 га
(при плохом качестве земли 10 га); в Польше 5 га, для
садово-огородных х-в 2 га; в Венгрии 8,5 га и 1,7 га для
садов и виноградников.
Осуществление
А. р. в социалистич. странах происходило в обстановке ожесточённой классовой
борьбы. Выступая за революционное решение агр. вопроса, рабочий класс призывал
крестьянство к решит, захвату и разделу помещичьих земель. Непосредств.
участие, активность и самодеятельность крест, масс - характерная черта
осуществления революц. А. р. в социалистич. странах. В развёртывании агр.
революции рабочий класс опирался на беднейшие слои деревни. Середняк, как
правило, был союзником рабочего класса. Кулацкие х-ва (за исключением сотрудничавших
с иностр. оккупантами) не подвергались экспроприации.
В результате
перераспределения зем. собственности во всех социалистич. странах возникли
новые крест, х-ва и определённая часть дворов увеличила свои зем. наделы.
В Болгарии 128 тыс. безземельных и малоземельных крестьян получили 140
тыс. га земли; в Венгрии 1,9 млн. га пахотной земли было
распределено между 642,3 тыс. с.-х. рабочих, безземельных и малоземельных
крестьян; в Польше в руки батраков и бедняков перешло ок. 7,3 млн. га
земли; в Чехословакии св. 1700 тыс. га земель поступило в распределение
между 400 тыс. безземельных крест, семей; в Румынии крестьяне получили
1600 тыс. га земли, было создано 400 тыс. новых х-в, а св. 500 тыс.
х-в увеличило свои зем. наделы; в Югославии 316,4 тыс. крест, семей получили
землю; в КНР среди беднейших слоев деревни было распределено ок. 47 млн.
га земли; в КНДР св. 1 млн. чонбо (1 чонбо -= 0,992 га) пахотных
земель получили 17 тыс. батрацких, 443 тыс. безземельных, 270,5 тыс. малоземельных
и 4 тыс. других х-в. Вновь созданные и бедняцкие х-ва, кроме земли, получили
с.-х. инвентарь и рабочий скот, к-рые подлежали конфискации у помещиков
вместе с землёй. В период проведения А. р. и в последующее время в социалистич.
странах проводились и др. мероприятия в защиту интересов трудящихся крестьян
(в области кредитной и налоговой политики, ценообразования и т. д.)
и поощрялось кооперативное движение в деревне. Преобразование отношений
зем. собственности на основе А. р., будучи по своей сущности преобразованием
общедемократич. характера, открыло путь для дальнейшего прогрессивного
развития этих стран по пути к социализму. Следующим шагом в революц. решении
агр. вопроса было строительство социалистич. производств, отношений в деревне
на основе создания гос. земледельческих х-в и производств, кооперирования
крестьянства. См. Социалистическое преобразование сельского хозяйства.
А. р. в развитых
капиталистических странах. После 2-й мировой войны А. р. были проведены
в ряде экономически развитых капитали-стич. стран и в большинстве стран,
добившихся нац. независимости. Особенно велико значение А. р. в развивающихся
странах, где они неразрывно связаны с нац.-освободит, движением. А. р.
являются необходимым условием преодоления экономич. отсталости и обеспечения
их политич. и экономич. независимости.
Наиболее радикальный
характер имела А. р. в послевоенные годы в Японии, где помещичий класс
занимал важное место в социально-политич. структуре общества; ему принадлежали
командные посты в армии. Военно-политич. поражение япон. милитаризма во
время 2-й мировой войны в значит, степени предопределило и радикальный
характер А. р. Этому способствовал мощный подъём крест, движения за землю,
политич. зрелость и боеспособность рабочего класса и др. прогрессивных
сил. Необходимость проведения А. р. диктовалась отсталостью с. х-ва, стремлением
монополистич. капитала расширить внутренний рынок. Амер. империалисты,
оккупировавшие страну, рассматривали реформу как средство укрепления капиталистич.
режима. Закон об А. р. был принят в 1946. В основном она была завершена
в марте 1949.
Осуществлялась на основе выкупа земли у помещиков с последующей продажей
её малоземельным крестьянам (предоставлялась рассрочка на 30 лет из расчёта
3,2% годовых). А. р. предусматривала полную ликвидацию системы помещичьего
землевладения. Ликвидировав феодальные отношения в деревне, А.р. расчистила
путь развитию капитализма в с. х-ве, где происходит процесс концентрации
пронз-ва и зем. собственности на капиталистич. основе. А. р. не избавила
япон. крестьянство от разорения и усиливающегося гнёта капиталистич. монополий.
В Италии в
1950 были приняты законы об А. р. (1-й - "Закон - сила" в мае и 2-й -"Закон
- отрывок" в октябре). В декабре принят закон об А. р. в Сицилии.
Для проведения этих законов были созданы комитеты, на юге страны - гос.-монополистич.
орг-ция "Касса Юга". А. р. осуществлялась на основе выкупа (пр-во выплачивало
помещикам стоимость отчуждаемых у них земель и перепродавало их крестьянам
в рассрочку на 30 лет). Она нанесла серьёзный удар по латифундистской
крупной зем. собственности, но сохранила крупную капиталистич. зем. собственность.
За 1950-62 всего 113 тыс. крест, семей получили ок. 1200 тыс. га земли.
Проблема наделения итал. крестьян землёй, однако, не была решена полностью.
А. р. проводилась в основном в интересах гос.-монополистич. и крупного
агр. капитала.
После 2-й мировой
войны в нек-рых странах Зап. Европы предпринимались попытки ограничения
крупного землевладения в пользу крестьянства. В Зап. Германии (ФРГ)
А. р., предусмотренная Потсдамскими соглашениями, была практически
сорвана. Правящие круги ФРГ проводят А. р., направленную на сокращение
числа мелких фермерских х-в с последующим переходом их земли к крупным
аграриям.
На осуществление
А. р. были вынуждены пойти и правящие круги Греции. Закон об А. р. был
издан в 1952. Но она имела ограниченный характер. Экспроприации на основе
выкупа подлежали владения размером пашни более 50 га. В других странах
Зап. Европы, в США А. р. не проводились. Но правящие круги Испании, Франции,
Швеции, Голландии, Дании и др. европ. капиталистич. стран проводят отдельные
мероприятия, направленные гл. обр. на "модернизацию аграрной структуры",
путём концентрации землевладения, создания рентабельных х-в. Поскольку
в странах Зап. Европы феод, пережитки занимают в целом незначительное место
в агр. структуре, цель этих мероприятий - ускорение развития земледельч.
капитализма за счёт крестьянского, мелкотоварного сектора. А. р. в развивающихся
странах. К моменту завоевания независимости в этих странах имелись 3 осн.
формы собственности в с. х-ве, сохранение к-рых препятствовало развитию
земледельческого капитализма: 1) феодальные отношения; 2) патриархально-родовые
отношения; 3) колониальная зем. собственность (гос., плантаторов,
фермеров-капиталистов). Эти уклады играли различную роль в экономике
разных стран. Феодальные и полуфеодальные отношения получили наибольшее
распространение в Азии и Лат. Америке, а патриархально-родовые отношения
характерны для стран Тропич. Африки. Различное соотношение этих форм х-ва
в агр. структуре отд. стран влияет на формы и методы проведения А. р. Но,
несмотря на нек-рые различия, они преследуют в конечном счете одну и ту
же цель - расчистить путь для создания бурж. строя в с. х-ве.
Под нажимом
крест, движения за землю, постоянного социального и политического брожения,
правящие круги ряда стран Лат. Америки (Мексики, Венесуэлы, Гватемалы,
Боливии, Колумбии) вынуждены были пойти на проведение А. р. Все
они носят бурж.-помещичий характер, направленный на ослабление тяжёлых
последствий латифундизма и смягчение острых социальных противоречий в деревне.
Стали осуществляться в 50-60-е гг., за исключением Мексики, где А. р. имеет
длительную историю.
Закон об А.
р. в Мексике был издан в 1915, когда в стране сложилась революц. ситуация.
По этому закону латифундии ликвидировались, а их земля подлежала распределению
между безземельными и малоземельными крестьянами. Экспроприированная у
помещиков земля передавалась крест, общинам (эхидос). Постепенно
А. р. проводилась всё больше в интересах крупных зем. собственников. Уже
декретом 1921 предусматривалось увеличение размеров землевладений. А. р.
осуществлялась медленно, поэтапно. Наиболее результативным был период 1935-40,
когда число крупных х-в размером в 1 тыс. га и более сократилось
с 15,5 тыс. до 9,7 тыс., а их зем. площадь с 108,9 млн. га до 79,9
млн. га. А. р. не ликвидировала крупное землевладение. Позиции его
по-прежнему сильны. Крупные зем. собственники (размер владений более 1
тыс. га) концентрируют в своих руках примерно 75% всей земли.
В Боливии декрет
об А. р. издан в авг. 1953, осуществление началось в 1955. А. р. имела
цель ликвидировать латифундии и наиболее отсталые формы в сфере арендных
отношений (отработки и т. п.). К июлю 1964 среди 158 тыс. крест,
семей было распределено (на основе выкупа) 5,6 млн. га земли.
В руках помещиков осталась большая и лучшая часть земель (28,5 млн. га).
В Колумбии
закон об А. р. был принят в дек. 1961. Осуществляется в условиях свободного
захвата земли крестьянами, виоленсии (произвола). Правящие классы
- латифундисты и нац. буржуазия вынуждены признать право крестьян владеть
занятыми ими землями.
В Гватемале
закон об А. р. был принят в июне 1952 в условиях подъёма нац.-освободит,
и демократич. движения и носил относительно радикальный характер. Военная
интервенция США (июнь 1954) и последовавший за ней гос. переворот
прервали проведение этой А. р. и вызвали "контрреформу" (агр. декрет в
февр. 1956).
А. р. вЧилии
нек-рых др. странах Лат. Америки (50-60-е гг.) закрепляли "колонизацию"
земель, т. е. распределение среди безземельных и малоземельных крестьян
пустующих и необрабатываемых земель гос. фонда, т. н. ничейных земель.
Это по преимуществу худшие земли.
В Венесуэле
закон об А. р. был принят в марте 1960 и имел сравнительно демократич.
характер. В нём предусматривалось наделение крестьян землёй без компенсации,
запрещение феод, форм аренды.
Реакц. силам удалось направить его также по пути колонизации земель, а
не на ликвидацию латифундистской крупной зем. собственности. Крупные землевладельцы
добились высоких компенсационных платежей за отчуждённые у них малоплодородные
земли. А. р. в странах Лат. Америки лишь несколько ограничили феод, пережитки
и не устранили высокой степени концентрации земли в руках латифундистов.
А. р. в развивающихся
странах Азии и Сев. Африки имели относительно более радикальный характер.
В этих странах, за исключением Турции и Филиппин, произошло значит, ограничение
феод.-поме-щичьего землевладения. В результате перераспределения земли
мелкотоварный уклад, базирующийся на крест, собственности, занял осн. место
в агр. структуре. Феодальные и патриархально-родовые отношения уже не занимают
в этих странах господств, положения. В тех странах Востока, где А. р. по
существу не проводились (кроме частичных мероприятий), докапиталистич.
и переходные отношения по-прежнему преобладают в агр. структуре (Ливия,
Саудовская Аравия, Йемен, Афганистан, Непал, Лаос, Камбоджа, "внешние провинции"
Индонезии, автономные гос-ва Бирмы). В Марокко, на Цейлоне и в Малайзии,
где не было проведено изменение системы землевладения, сложился сектор
крупного капи-талистич. земледелия (плантации иностр. и нац. капитала),
играющий ведущую роль в с. х-ве этих стран. Сходный характер имеет и многоукладная
агр. экономика Судана и Ливана. Несмотря на различия, обусловленные экономич.
и социально-политич. факторами, А. р. во всех этих странах направлены на
постепенное превращение феод. агр. строя в буржуазный. Их сущность заключается
в медленной трансформации полуфеод, помещиков и крест, верхушки в капита-листич.
предпринимателей в с. х-ве при постепенной пролетаризации большинства крестьянства.
Особенность этого типа агр. эволюции в развивающихся странах Азии и Сев.
Африки заключается в том, что при сохранении помещиков как класса, большая
часть быв. помещичьей земли отчуждается обычно за выкуп, а масса бывших
феод.-зависимых арендаторов превращается в мелких зем. собственников. Происходит
формирование мелкотоварного уклада, что составляет исходный пункт изменений,
происходящих в деревне стран Востока.
В результате
проведённых А. р. феод, аренда перестала быть гл. формой крест, землепользования
в большинстве стран Востока. Окрепли бурж. элементы в с. х-ве этих стран.
В ОАР А. р.
В Индии законы
в области землепользования
В Пакистане
На Филиппинах
Закону об А.
В Бирме в 1948
В принятом
"В большинстве
Лит.: Аграрные
Международное
Б. П. Кузнецов,
имеют демокра-тич. характер. 1-й закон об А. р. был принят в 1952, 2-й
закон - в 1961. В том же году был издан декрет о ликвидации иностр. землевладения.
В марте 1964 принят новый закон о безвозмездной экспроприации помещичьих
земель и сокращении на 3/
от уплаты процентов. Аграрная политика правительства ОАР направлена на
полную ликвидацию феод, землевладения. Большое внимание уделяется кооперированию
крестьянства.
об А. р. были изданы в 1950-51. Осуществление их относится к 1952-61 (в
1952-58 - А. р.
и аренды, в 1959-61 - по ограничению помещичье-феод. землевладения путём
установления "максимальных размеров" отдельных владений). Наиболее
важной частью А. р. в Индии явилось законодательство по ликвидации системы
заминдари, предоставлявшей особые права помещикам-за-миндарам. В
результате А. р., земли, принадлежавшие заминдарам и отданные ими в аренду,
перешли гос-ву за выкуп. Материальный ущерб был нанесён при этом лишь верхушке
заминдаров. Ещё более ограниченный характер имела А. р. в области арендных
отношений. Т. о., А. р. в Индии также не разрешила агр. вопроса, нанесла
удар только крупным заминдарам, а мелкие и средние укрепили свои позиции.
Она упрочила капита-листич. сектор в с. х-ве.
А. р. была проведена раздельно в Вост. и Зап. Пакистане. В Вост. Пакистане
(1950-58) закон 1950 установил максимум зем. владений (не более
100 бигхов земли на одну семью, или 13,5 га). За отчуждаемые земли
была назначена огромная компенсация. В апр. 1956 правительство вынуждено
было принять дополнительно постановление об ускорении сроков проведения
А. р. В Зап. Пакистане закон об А. р. был принят в янв. 1959. Земля отчуждалась
на основе выкупа. А. р. затронула только верхушку помещичьего класса -
крупных абсентеистов.
1-й закон об А. р. издан в сент. 1955. У помещиков выкупались "излишки"
земли сверх установленного максимума (300 га - для индивидуальных
владений и 600 га - для корпораций). В авг. 1963 правительство
издало более радикальный закон об А. р. Осуществление его рассчитано на
30-40 лет. Максимум землевладения значительно снижен (до 75 га).
Предусмотрено наделение землёй около 1 млн. крестьян. Выкуп земли будет
осуществляться поэтапно.
р. в Индонезии предшествовал ряд законов, направленных на увеличение с.-х.
произ-ва в стране и решение зем. проблемы путём переселения семей из густонаселённых
р-нов (о. Ява) в малонаселённые. В сент. 1960 принят "Основной аграрный
закон", к-рый признавал 2 формы зем. собственности: гос. и частную. Право
частной собственности было объявлено основным ин-том зем. права. Спец.
постановлением в 1960 был ликвидирован заклад (залог) земли (по
истечении 7-го срока залога земли она возвращается земледельцу без выкупа).
В янв. 1961 были определены размеры землевладений (15 га поливных
рисовых полей и 20 га неорошаемых земель). Намечалось закончить
проведение А. р к 1966. После гос. переворота 30 сент. 1965 её осуществление
приостановлено.
был издан закон о национализации земли и создании мелкой крест, собственности.
Но он имел чисто номинальный характер. Земли помещиков подлежали отчуждению
за выкуп. Был установлен максимум зем. владения. Закон 1953 предусматривал
свёртывание А. р. Количество земли, подлежащее отчуждению, было уменьшено
с 10 млн. до 6,2 млн. акров (1 акр"0,4 га). В марте 1962
начался новый этап агр. преобразований, предопределённый вступлением страны
на некапиталистич. путь развития. В марте 1963 в интересах трудящихся арендаторов
изданы "Закон о
защите прав крестьян-арендаторов" и "Об аренде земли". Важное значение
имел декрет от 5 апр. 1965, отменивший арендную плату за землю и нанёсший
серьёзный удар по феодальной собственности на землю. В руки арендаторов
практически перешло 2,8 млн. га земли. Большое внимание уделяется
кооперированию с. х-ва, механизации, ирригации, демократизации с.-х. кредитования.
Международным совещанием коммунистических и рабочих партий (июнь 1969)
документе "Задачи борьбы против империализма на современном этапе и
единство действий коммунистических и рабочих партий, всех антиимпериалистических
сил" подчёркивается большое значение А. р. в развивающихся странах.
независимых государств Азии и Африки центральными проблемами общественного
развития, наряду с задачей упрочения и защиты политической независимости,
суверенитета, стали преодоление экономической отсталости, создание независимой
национальной экономики, включая собственную промышленность, повышение жизненного
уровня народа. Решение этих проблем предполагает глубокие социально-экономические
преобразования, проведение демократических аграрных реформ в интересах
трудового крестьянства и при его участии, уничтожение отживших феодальных
и дофеодальных отношений, ликвидацию засилья иностранных монополий, радикальную
демократизацию общественной и политической жизни, государственного аппарата,
возрождение национальной культуры и развитие ее прогрессивных традиций,
укрепление революционных партий и создание таких партий там, где их нет.
Актуальные проблемы общественного развития этих государств ныне являются
объектом не только острой борьбы между их народами и неоколонизаторами,
но и внутренних социальных столкновений. Важное значение для независимых
государств Азии и Африки имеет установление отношений дружбы и действенного
сотрудничества со странами социализма" (Международное совещание коммунистических
и рабочих партий, 1969, с. 312).
реформы в развивающихся странах и странах высокоразвитого капитализма,
М., 1965; Основные законодательные акты по аграрным преобразованиям в зарубежных
социалистических странах, в. 1 - 5, М., 1957-60; Петру-шов А., Социалистическое
строительство в сельском хозяйстве европейских страа народной демократии,
М., 1951 (раздел об аграрных реформах); Недорезов А. И., Аграрные преобразования
в народно-демократической Чехословакии. М., 1954; Котов Г. Г., Аграрные
отношения и земельная реформа в Германии, М., 1956; Социально-экономические
последствия аграрных реформ и социальная структура деревни в развивающихся
странах Азии и Северной Африки, М., 1966.
совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва,
5-17 июня 1969 г., М., 1969.
В. Н. Стародубровская.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я