АДАМОВ
(Adamov)
Артюр (р. 23.8.1908, Кисловодск), французский драматург. В 1914 А. с семьёй
выехал из России за границу, с 1924 живёт в Париже. В юности сочинял стихи
в духе сюрреализма. А. выступил против прогитлеровского пр-ва Виши
и был заточён в концлагерь (1942). Его повесть "Признание" (1946) проникнута
безысходностью. Сюжеты драм "Пародия" (опубл. 1950), "Вторжение" (1950)
для авангардистского театра (см. Авангардизм) выражали крайний пессимизм,
как и пьесы "Большой и малый манёвр" (1953), "Все против всех" (1953).
В комедии "Пинг-понг" (1955) ощутимы социальные мотивы: строй жизни буржуа
осмеян в фарсе "Паоло Паоли" (1957) и скетче "Интимность" (1958). Оп-тимистич.
трагедия "Весна семьдесят первого" (1961, рус. пер. 1968) воссоздала героич.
характеры парижских коммунаров. Совр. расизм - объект критики в гротескной
пьесе "Политика отбросов" (1962). В трагикомедии "Святая Европа" (1966)
в обличье ср.-век. мракобесия угадывается и высмеивается империализм. Горек
смех А. в буффонаде "Умеренный" (1968), грозен - в драме "Off limits"
(англ.- "Сверх меры", 1968), воссоздающей трагич. атмосферу амер. образа
жизни. Движение эстетич. мысли А. к реализму, суждения о новаторстве А.
П. Чехова, Б. Брехта, Ш. О'Кейси отражены в сб. "Здесь и сейчас"
(1964); жизнь и духовная эволюция А. воспроизведены в кн. воспоминаний
"Человек и дитя" (1968). А.- чл. Нац. комитета писателей Франции.
Соч.: Theatre,
v. 1-4, P., 1953-68; Les ames mortes. D'apres le poeme de N. Gogol, P.,
[I960]; в рус. пер.- Паоло Паоли, в сб.: Пьесы современной Франции, М.,
1960.
Лит.: Балашов
В., Победа Артюра Адамова, "Иностранная литература", 1962, № 7; Проскурникова
Т., Французская антидрама (50 -60-е гг.), М., 1968. В. П. Балашов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я