АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ
установленная правовыми нормами деятельность органов гос.
управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных адм. дел и
применению соответствующих юридич. санкций в адм. порядке. Юрисдикционные
полномочия органов гос. управления в СССР и в др. социалистич. странах
основываются на строжайшем соблюдении принципа законности и чётко урегулированы
в соответствующих правовых актах (напр., указ Президиума Верх. Совета СССР
от 12 апр. 1968 ;О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб
граждан;). В СССР нек-рые органы гос. управления и их должностные лица
осуществляют А. ю. в пределах предоставленных им прав, напр, начальник
отделения милиции вправе наложить штраф за совершение административного
правонарушения
(проступка), выразившегося в мелком хулиганстве. В СССР
правом А. ю. наделены нар. судьи, административные комиссии, комиссии
по делам несовершеннолетних
и др.
Порядок деятельности
гос. органов по осуществлению А. ю. регулируется административно-процессуальными
правовыми нормами. Сев. право устанавливает, что А. ю. должна осуществляться
в рамках законности, гласно, с соблюдением всех предусмотренных законом
гарантий и прав личности. К числу таких гарантий относится право лица,
дело к-рого разрешается в порядке А. ю., знакомиться со всеми материалами
дела, представлять в свою защиту доказательства, требовать вызова свидетелей,
назначения экспертизы, запроса документов и т. п.
В бурж. гос-вах
А. ю. органов управления расширяется в ущерб судебной юрисдикции. В этих
гос-вах деятельность адм. властей регулируется таким образом, что даёт
им полную возможность свободного усмотрения (т. н. дискреционные полномочия)
при применении мер адм. принуждения. Напр., в Англии по закону о трибуналах
и расследованиях (1958) создан Совет адм. трибуналов, в к-ром рассматривается
большое количество дел, изымаемых таким образом из судов общей юрисдикции.
В ФРГ законом об адм. проступках (25 марта 1952) значительно расширена
юрисдикция адм. органов. Н. Г. Салищева.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ
ЮСТИЦИЯ особый
порядок разрешения адм.-правовых споров, при к-ром судебные или другие
гос. органы рассматривают жалобы на действия органов гос. управления и
выносят обязывающие эти органы решения. В нек-рых бурж. гос-вах функции
А. ю. осуществляют либо общие суды (США, Англия и др.), либо спец. адм.
суды (Франция, Швейцария, ФРГ и др.). Во Франции, напр., имеется система
адм. судов-адм. трибуналы, а высшим органом А. ю. является Гос. совет Франции,
возглавляемый министром юстиции; адм. трибуналы рассматривают дела о превышении
органами управления их компетенции, о нарушении установленных для них форм
деятельности, о превышении власти должностными лицами, а также жалобы чиновников
в связи с их перемещением по службе, увольнением и др.
Представители
бурж. теории А. ю., провозглашая формальную независимость органов А. ю.
от органов управления в качестве важнейшей гарантии прав и интересов граждан,
особо подчёркивают ;объективность; решения адм. дел и обеспечение законности
при помощи А. ю. Однако, поскольку объективность и независимость органов
бурж. А. ю. является лишь юридич. фикцией, органы А. ю. всегда в конечном
счёте защищают классовые интересы господств, класса, как и все иные органы
бурж. гос-ва.
В социалистич.
странах нет обособленной системы спец. органов А. ю., однако нек-рые наиболее
целесообразные ин-ты и формы А. ю., имея новое классовое содержание, иные
цели и задачи, успешно применяются в условиях социалистич. гос-в. Так,
многие дела по жалобам на органы гос. управления разрешаются нар. судами,
к-рые в установленном законом порядке обязаны рассматривать дела, возникающие
из административно-правовых отношений. Напр., в СССР нар. суды рассматривают
жалобы на незаконное наложение адм. штрафов, на противоправные действия
нотариальных органов, на нек-рые решения исполкомов местных Советов депутатов
трудящихся и на действия др. органов управления. В Польше наряду с судами,
к-рые рассматривают жалобы на нек-рые адм. акты, действуют также спец.
суды социального обеспечения, призванные рассматривать жалобы на действия
органов управления в области социального обеспечения.
В СССР после
принятия Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и авт.
республик (1958), Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных
республик (1958), Основ гражд. судопроизводства Союза ССР и союзных республик
(1961) и на их основе-новых кодексов союзных республик, существенно расширена
компетенция нар. судов по рассмотрению дел, вытекающих из адм.-правовых
отношений; в ГПК союзных республик включены спец. главы о порядке судопроизводства
по этим делам. Осуществление судебного контроля за деятельностью органов
управления-одна из важнейших гарантий субъективных прав сов. граждан, один
из способов дальнейшего укрепления социалистич. законности. Н. Г. Салищева.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я