АДОРНО

АДОРНО
(Adorno) Теодор [фам. отца - Визенгрунд (Wiesengrund); A.- фам. матери]
(11.9.1903, Франкфурт-на-Майне,-6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ,
социолог и музыковед. В 1931-33 доцент Франкфуртского ун-та. После 1933
в эмиграции в Англии, с 1938 в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне; проф.
ун-та (с 1950), руководитель Ин-та социальных исследований (с 1953). Критика
культуры и общества, развитая А. совместно с нем. социологом М. Хорк-хеймером
(Диалектика просвещения, 1947), сложилась в русле идей гегелевской диалектики,
теории товарного фетишизма, отчасти - психоанализа 3. Фрейда. В центре
внимания
А.- критич. анализ изменений в характере человека в т. н. управляемом обществе,
в понятии к-рого А. в сущности отождествляет бурж. и социалистич. общество.
В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено конкретное
исследование структуры и формирования т. н. авторитарной личности, рассматриваемой
как психологич. предпосылка фашизма (Авторитарная личность, 1950). Вслед
за В. Беньямином А. видит цель философии не в ;конструировании всеобщего,
а в раскрытии специфики единичного и особенного (Отрицательная диалектика,
1966). В ряде работ подверг критике феноменологию, экзистенциализм
и
неопозитивизм.


В филос.-эстетич.
концепцииновой музыки; А. ориентируется на творчество австрийских композиторов
А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, видя в нём адекватное раскрытие
страха и отчаяния одинокого человека в совр. бурж. обществе. С этой точки
зрения А. критикует неоклассицизм И. Стравинского как ;реставрацию;
отживших муз. форм (Философия новой' музыки, 1949), массовую стандартизованную
муз. культуру и ложное муз. сознание, утрачивающее способность к восприятию
художеств, формы как целого. Автор ряда муз. произв. (ученик А. Берга).
Свойственная работам А. афористич. лаконичность стиля сложилась под влиянием
К. Крау-са. В ряде работ и выступлений А. содержатся выпады в отношении
обществ, и культурной жизни социалистич. стран. Оказал значит, воздействие
на совр. бурж. социологию, философию и музыковедение.


Соч.:
Zur Metakritik der Erkenntnistheo-rie, Stuttg., 1956; Noten zur Literatur,
Bd 1-3, Fr./M., 1958-65;. Klangfiguren,В.,
1959; Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Minima Moralia,
Fr./M., 1962; Dissonanzen, 3 Aufl., Gott., 1963; Quasi una fantasia, Fr./M.,
1963; Negative Dia-lektik, Fr./M., 1966.

Лит.: Манн
Т., Собр. соч., т. 9, М., 1960, с. 228 - 31; 3 о л т а и Д., Музыкальная
культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно,Вопросы философии,
1968, № 3; Давыдов Ю., Негативная диалектикаНегативной диалектики; Адорно,Советская
музыка, 1969, № 7 - 8.

Ю. Н. Попов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я