Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА Транспорт. А.
обладает
развитой трансп. сетью. 62% грузооборота республики приходится на ж.-д. транспорт.
Протяжённость железных дорог за годы Сов. власти увеличилась более чем в 2 раза
и в 1968 достигла 1800 км (густота 201 км на 1000 км2).


frame=box>















































































Табл. 8. - Государственные
закупки продуктов сельского




хозяйства (тыс.
т)
>














1940







1950







1967







Хлопок-сырец
>






154







284







333







Табак







5,3







7,9







20,6







Зерновые







130







115







178







Овощи







25







26







236







Фрукты и ягоды
(включая виноград)
>






59







52







165







Чайный лист (сортовой)
>






0,24







0,8







8,7







Скот и птица (в
живом весе)
>






23







33







67







Молоко и молочные
продукты (в пересчёте на молоко)







40







55







162







Яйца (млн. шт.)
>






10







20







94







Шерсть (в зачётном
весе)
>






3,1







3,8







8,8







Коконы (т)
>






2387







2581







3550
>





Старые ж.-д. магистрали
Баку - Тбилиси и Баку - Дербент полностью реконструированы, а первая также и
электрифицирована. Построены линии Алят - Миндживан - Джульфа (с выходом в Иран),
Осман-лы - Сальяны - Астара и др. В 1926 в А. была введена в действие первая
в СССР электрифицированная ж. д. от Баку до Сабунчи; к 1966 электрифицированы
все жел. дороги Апшеронского п-ова. Строится (1969) ж.-д. линия Евлах - Агдам
- Горадиз (участок Ев-лах - Агдам уже построен), к-рая соединит магистрали Баку
- Тбилиси и Баку - Джульфа, и ветка от оз. Севан до Акстафы. В 1967 грузооборот
жел. дорог составил 23,1 млрд. т/км; отправлено 30,4 млн. пассажиров.




Большое значение имеет
мор. транспорт. Большинство грузовых перевозок на Каспийском м. приходится на
долю А. Между Баку и Красноводском с 1962 действует морская паромная переправа.
Речное судоходство осуществляется по Куре (0,5 тыс. км). Имеется 20 тыс. км
автодорог; грузооборот автотранспорта общего пользования 717 млн. т/км (1967).
По грузонапряжённости особенно выделяются магистрали Баку - Алят - Сальяны,
Евлах - Агдам, Евлах - Шеки - Закаталы, Евлах - Кировабад- Казах, Баку - Куба.
Автотранспорт играет гл. роль во внутриреспубликан-ском пассажирообороте (2622
млн. пас-сажиро-километров в 1967). Авиалинии связывают А. почти со всеми крупными
пром. и экономич. центрами СССР. Имеются также внутр. авиалинии Баку - Кировабад
- Нахичевань, Баку - Евлах, Баку - Шеки - Белоканы, Баку - Агджабеди.




Развит трубопроводный транспорт.
В А. действуют нефтепроводы Баку - Батуми (первый в России) и Али-Байрам-лы
- Баку и газопроводы Карадаг - Акстафа с ответвлениями на Ереван и Тбилиси,
Карадаг - Сумгаит, Али-Бай-рамлы - Карадаг.




Экономико-географические
районы. По особенностям хоз. развития в А. выделяются след. р-ны. Апшерон-с
к и и (Баку-Сумгаитский), со сложным пром. комплексом, с преобладанием добычи
нефти и газа, нефтегазохимии и химии, машиностроения, строит, индустрии, лёгкой
и пищ. пром-сти и развитым пригородным с. х-вом. Кировабад-Казахский, с горнорудным
и горнохим. комплексом и многоотраслевым с. х-вом (преобладание виноградарства,
хлопководства и тонкорунного овцеводства) в сочетании с лёгкой и пищ. пром-стью.
Кура-Араксинский, с высоко развитым орошаемым земледелием (хлопководство) в
сочетании с животноводством, зерновым х-вом и виноградарством. Здесь также развиты
энергетич. х-во, машиностроение, нефтегазодобыча, пром-сть стройматериалов,
лёгкая и пищ. пром-сть. Шеки-Зака-тальский, с развитым табаководством и плодоводством
в сочетании с зерновым х-вом (в т. ч. рисосеяние), а также животноводством.
Создана шёлковая и пищ. пром-сть. Куба-Хачмасский плодоовощной р-н с развитой
консервной и рыбной пром-стью, нефтегазодобычей и газопереработкой. Ленкоранский,
влажно-субтропический район с развитым овощеводством, чаеводством, цитрусовым
и зерновым (рис и бобовые) х-вом. Расширяется пищ. пром-сть (рыбная, консервная
и чайная). Шемаха-Ис-маиллинский виноградарский и винодельч. р-н со значит,
развитием зернового х-ва и животноводства. Кельбаджар-Лачинский горный животноводческий
р-н с лесной и горно-доб. пром-стью и курортным х-вом. Нахичеванская АССР, с
преобладанием зернового хозяйства, виноградарства, хлопководства и горного скотоводства
и предприятиями горнодоб., электротехнич. пром-сти, пром-сти стройматериалов,
пищ. и лёгкой пром-стью. Нагорно-Карабахская АО, с развитой электротехнич.,
шёлковой, винодельч. пром-стью. В многоотраслевом с. х-ве преобладают животноводство,
зерновое х-во, виноградарство.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я