АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ учреждения (чаще всего государственные), являющиеся
научно-творческими центрами по вопросам пластических искусств, а также
высшие (иногда частные) художеств, школы. Однако первые А. х., возникшие
в Италии в 16 в., были свободными объединениями художников, изучавших иск-во
античности, приёмы великих мастеров Возрождения и уделявших большое внимание
рисунку, как основополагающей форме иск-ва. Первой академией в собств.
смысле слова была созданная в Париже в 1648 Королевская академия живописи
и скульптуры, сыгравшая известную положит, роль в развитии франц. иск-ва,
разработавшая на основе эстетич. доктрины классицизма точные правила т.
н. "большого стиля" придворного ари-стократич. иск-ва. По этим правилам
обучение велось вплоть до Великой франц. революции 1789, временно упразднившей
академию. По образцу парижской в 17- 18 вв. создаются А. х. при дворах
многих европ. гос-в (в Вене в 1692, в Берлине в 1694, в Лондоне в 1768).
В 19 в. организуется ряд академий в провинц. городах Европы, даже нек-рые
частные студии наз. академиями (напр., академия Жю-лиана в Париже). В это
время А. х. становятся тормозом в развитии прогрессивного иск-ва, крупнейшие
реалистич. движения 19 в. возникают вне и вопреки им. В наст, время А.
х. в Зап. Европе играют незначит. роль в определении направления художеств,
жизни; нек-рые, напр, в Париже ("Ecole des beaux-arts") и Лондоне, стремясь
сохранить влияние, допускают в известной мере проникновение новейших художественных
течений.


Академия художеств
в России была осн. в 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова как "Академия
трёх знатнейших художеств" (живописи, скульптуры, архитектуры). В 1764
была преобразована в Императорскую Академию художеств - правительств, учреждение,
регламентирующее художеств, жизнь, распределяющее заказы и присуждающее
звания. В 18 в.- нач. 19 в. петерб. Академия художеств сыграла прогрессивную
роль в воспитании нац. художеств, кадров, стала центром художеств, жизни
России, способствовала распространению принципов классицизма. К сер. 19-в.
Академия художеств превращается в консервативное учреждение, насаждавшее
казённое, отвлечённое от жизни иск-во, противостоявшее развитию реализма.
Уже в 1-й пол. 19 в. рус. художники (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. А.
Федотов и др.) отходят в своём творчестве от офцц. линии Академии художеств,
а дальнейшее развитие демо-кратич. движения приводит в 1863 к публичному
разрыву с Академией художеств группы её выпускников (во главе с И. Н. Крамским),
объединившихся в Артель художников. Всё же благодаря деятельности ряда
крупных педагогов-реалистов (П. П. Чистяков, И. Е. Репин, А.И. Куинджи
и др.)Академия художеств сохранила своё значение как школа проф. мастерства.
В 1918 Академия художеств была упразднена декретом СНК и заменена др. учебными
заведениями.


В 1933 была
создана Всероссийская Академия художеств (в Ленинграде), являвшаяся высшим
уч. заведением (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого
центра художеств, жизни страны организована Академия художеств СССР.


Лит.: Петров
П. Н., Сборник материалов для истории ими. С.-Петербургской Академии художеств
за 100 лет её существования, ч. 1 - 3, СПБ, 1864 - 66; Кондаков С.Н. (сост.),
Юбилейный справочник имп. Академии художеств. 1764 - 1914, ч. 1 - 2, СПБ,
[1914]; Зотов А. И., Академия художеств СССР, М., 1960; Мontaig1оn A. de,
Proces verbeaux de 1'Academic royale de peinture et de sculpture. 1648-1792,
P., 1875; Pevsner N., Academies of art. Past and present, Cambr., 1940.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я