АКВАПЛАН
(от
лат. aqua - вода и planum - плоскость), спортивный плотик, служащий для
передвижения спортсмена по воде на буксире за самоходными судами. Наивыгоднейшая
скорость буксировки А. 30-45 км/ч. Буксировка производится посредством
прочного шнура дл. 10-15 м, за к-рый держится спортсмен. Во время движения
на А. спортсмены выполняют различные гимнастич. упражнения. Буксировка
на А.- также хорошее средство тренировки горнолыжников в период межсезонья.
АКВАРЕЛЬ
(франц.
aquarelle, от итал. acquerello, от лат. aqua - вода), краски (обычно на
растит, клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись
непрозрачной А. (с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Др. Египте,
антич. мире, ср.-век. Европе и Азии. Чистая А. (без примеси белил) стала
широко применяться в нач. 15 в. Её осн. качества: прозрачность красок,
сквозь к-рые просвечивают тон и фактура основы (гл. обр. бумаги, редко
- шёлка, слоновой кости), чистота цвета. А. совмещает особенности живописи
(богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная
роль бумаги в построении изображения). Спецйфич. приёмы А.- размывы и затёки,
создающие эффект подвижности и трепетности изображения. А. бывает монохромной:
сепия (коричневая краска), бистр, "чёрная А.", тушь. В А., выполняемую
кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом .
Акваланг: 1
- оголовье; 2 - ремни крепления; 3 - баллоны со сжатым воздухом; 4 - дыхательный
автомат.
В 15-17 вв.
А. служила гл. обр. для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок
(прикладное значение А. отчасти сохранилось и до наст, времени в архит.
рисунках и др.). Известны отд. самостоят. А. - пейзажи А. Дюрера, голл.
и флам. художников 17 в. Со 2-й пол. 18 в. А. стала широко применяться
прежде всего в пейзажной живописи, т. к. быстрота работы А. позволяет фиксировать
непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу
атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты
(А. и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и др. в Англии). Их неяркие по цвету пейзажи
(на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, к-рому подчинены все
цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами) повлияли на масляную
живопись того времени, способствуя высветлению и облегчению колорита. В
18 в. А. распространяется также во Франции (О. Фрагонар, Ю. Робер), России
(пейзажи Ф. А. Алексеева, М. М. Иванова). В связи со стремлением к передаче
материальности, пластичности формы в Италии возникла во 2-й четв. 19 в.
манера плотной, многослойной живописи А. по сухой бумаге. Эта манера строится
на звучных контрастах света и тени, цвета и белого фона бумаги; появляются
рефлексы и цветные тени. В этой манере работали К. П. Брюллов и А. А. Иванов.
Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова с виртуознс-л моделировкой
форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В 19 в.
к А. обращаются художники разных стран и школ: Э. Делакруа, О. Домье, П.
Гаварни, А. Менцель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель; продолжается
расцвет английской школы А. (У. Тёрнер, Дж. С. Котмен, Р. Бонингтон, У.
Кэллоу и др.). У мн. художников А. обладают большей живостью и свежестью,
чем картины маслом; это различие значительно стирается в кон. 19 в. у неоимпрессионистов-П.
Синьяка и др. (А. к-рых присущи лёгкость и светоносность, сочетание чистых
и ярких пятен цвета с белизной бумаги). В кон. 19 - нач. 20 вв. А. всё
чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью,
углём, бронзовой краской и т. д. (например, в работах Вал. А. Серова, художников
"Мира искусства"). В 20 в. А. привлекает мн. художников, которые стремятся
к импульсивной эмоциональности цвета, - представителей экспрессионизма,
А. Матисса (А. к-рого отличаются солнечностью и жизнерадостностью колорита)
и др.
Советской А.
свойственно разнообразие жанров, манер и технич. приёмов. Мягкость тональных
переходов 'присуща работам (гл. обр. чёрной А.) В. В. Лебедева, Н. Н. Купреянова,
Н. А. Тырсы, Кукрыниксов. Живописная свобода энергично положенных ярких
красочных пятен свойственна пейзажам П. П. Кон-чаловского, богатство оттенков
приглушённого цвета, прозрачность жидких, лёгких мазков - портретам А.
В. Фонвизина. Тонко воссоздают состояние цвета и освещения в природе отличающиеся
богатством тональных нюансов пейзажные акварели С. В. Герасимова. Обобщённостью
рисунка и цвета, чёткостью ритма характеризуются А. латышских художников
1960-х гг.
Лит.: Киплик
Д. И., Техника живописи, [6-е изд.], М. - Л.,1950; Фармаковский М. В.,
Акварель, её техника, реставрация и консервация, Л., 1950; Ревякин П. П.,
Техника акварельной живописи, М., 1959. О.В.Мамонтова, АКВАРЙДЫ, метеорные
потоки, радианты к-рых расположены в созвездии Водолея. Наиболее значительные:
n-Аквариды (ежегодно в кон. апреля - нач. мая), связанные с Галлея кометой,
и 5-Аквариды (ежегодно в кон. июля - нач. августа). См. Метеорный поток.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я