АККУМУЛЯТОР

АККУМУЛЯТОР (лат.
accumulator - собиратель, от accumulo -собираю, накопляю), устройство для
накопления энергии с целью её последующего использования. В зависимости
от вида накапливаемой энергии различают А.: электрические, гидравлические,
тепловые, инерционные.


Электрический
А. служит для накопления электрич. энергии путём превращения её в химическую
с обратным преобразованием по мере надобности; хим. источник электрич.
тока многоразового пользования, работоспособность к-рого может быть восстановлена
путём заряда, т. е. пропусканием тока в направлении, обратном направлению
тока при разряде (см. Химические источники тока). Первые опыты по созданию
электрич. А. были проведены в нач. 19 в. В. В. Петровым и И. Риттером.
Особенно большой вклад в изучение свойств, разработку и совершенствование
конструкций А. внесли русские учёные Э. X. Ленц, Д. А. Лачинов, Е. П.Тверити-нов,
Н. Н. Бенардос, П. Н. Яблочков, М. П. Авенариус, англ, физик У. Гров, франц.
Г. Планте и мн. др. (в мировой практике только по свинцовому А. к 1937
зарегистрировано 20 000 патентов). В 1900 Т. А. Эдисон изобрёл А. щелочного
типа, получивший широкое распространение. Электрич. А. состоит из 2 электродов,погружённых
в раствор электролита; разность потенциалов электродов - эдс А. Преобразование
хим. энергии в электрическую происходит при наличии замкнутой электрич.
цепи на основе хим. (то-кообразующей) реакции. Наиболее распространённые
электрич. А., в соответствии с электрохим. схемой, делятся на свинцовые
(кислотные), кадмиево-нике-левые, железо-никелевые (щелочные), серебряно-цинковые
и серебряно-кадмиевые (табл.). А. характеризуется сроком службы, т. е.
числом возможных циклов заряд-разряд, допустимым без значит, падения характеристик;
электрич. зарядом (распространён термин "ёмкость"),т. е. количеством электричества
в кулонах (к), килокулонах (кк) или в ампер-часах (а-ч), к-роеон может
отдать при разряде; средним напряжением в в, во время заряда и разряда;
уд. энергией в дж, кдж или вт-ч, снимаемой при разряде с 1 кг массы или
1 дм3 объёма; отдачей по энергии (кпд) (1 а-ч=3600 к; 1 вт-ч
= =3600 дж).


Область применения
А. I группы (табл.) - автомоб. транспорт (см. Электрооборудование транспортных
машин), авиация, связь. Напр., стартерные аккумуляторные батареи типа 6СТ-68
ЭМС или 6ТСТ-120ЭМС, стационарные А. типа СН-1, СН-3 и др. в закрытом исполнении
(рис. 1,а)для работы на электрич. станциях, телеграфных и телефонных узлах
связи. А. II группы используют в авиации, средствах связи, на электротранспортных
машинах, в космич. аппаратах и для питания переносной аппаратуры. Например,
тяговые аккумуляторы ТНЖ-ЗООВМ (рис. 1,6) применяют на электропогрузчиках
и электроштабелерах; герметичные кадмиево-никелевые аккумуляторы типа КНГМ-10Д
(рис. 1,в)- для шахтных светильников; КНГ-1Д (рис. 1,г) - для протезов
с биоэлектрич. управлением; КНГЦ-ЗД (рис. 1,5), дисковые А. и батареи типа
Д-0,06; Д-0,1; Д-0,25 (рис. 1,е) и 7Д-ОД-для питания малогабаритных радиоприёмников,
электрических фонарей, слуховых аппаратов, фотовспышек и т. д. А. III и
IV групп применяют в авиации, средствах связи, киносъёмочной аппаратуре
и т. п.



































































































































































Основные
типы электрических аккумуляторов








Разрядное
напряжение (в)


Макс,
плотность электрич. тока


Уд.
энергия


Срок
службы (циклы)




па




а/м2


ма/см2


кдж/кг


вт*ч/кг


Свинцовые
(кислотные)


I


(+)
РbO

2,0-1,8


1000


100


35-110


10-30


200-500


Кадмиево-никелевые
и железо-никелевые (щелочные)


II


(+)
NiOOH(KOH)Cd (-)


1,3
- 1,0


500-2000


50-200


70-125


20-35


1000-3000




(+)
NiOOH(KOH)Fe (- )


1,3-1,0


500


50


90-126


25-35




Серебряно-цинковые


III


(+)
Ag

1,5-1,3


1000-2000


100-200


360-430


100-120


20-100


Серебряно-кадмиевые


IV


(+)
Ag

1,1-0,9


300-500


30-50


215-250


60-70


50-500


22
БСЭ, т. 1























А. гидравлический
служит для выравнивания давления и расхода жидкости или газа в гидравлич.
установках. Различают А. грузовые и воздушные, поршневые и беспоршневые.
А. гидравлич. используют в системах с резко переменным расходом жидкости
или газа. В периоды уменьшения потребления А. накапливает жидкость (газ),
поступающую от насосов (или компрессоров), и отдаёт её в моменты наибольших
расходов. А. состоит из резервуара,< обычно цилинд-рич. формы, со
свободно перемещающимся внутри поршнем (рис. 2, а). В резервуар подаётся
жидкость под давлением, к-рое удерживается постоянным благодаря внешнему
воздействию на поршень груза либо воздуха из подключённой пневмосети. В
беспоршневых А. (рис. 2,6) давление поддерживается постоянным за счёт давления
в пневмосети, непосредственно соединённой с резервуаром А., причём давление
воздуха равно давлению жидкости. Разновидность гидравлич. А. - пневматический
А. для уменьшения колебаний давления сжатого воздуха в пневматич. сети.
Применяют в крупных пневматич. сетях, на ветро-электростанциях и т. п.
Представляет собой резервуар, включённый в воздуховод и снабжённый предохранит,
клапаном. Клапан регулируют на заданное предельное давление.




А. тепловой
служит для накопления тепловой энергии с целью выравнивания тепловой и
силовой нагрузок и устранения перебоев в снабжении паром и энергией пром.
установок (см. Котёл-аккумулятор ).


А. инерционный
- движущееся тело, количество движения к-рого значительно превышает количество
движения внешних сил, воздействующих на это тело. Наиболее широко в качестве
А. инерционного применяют вращающийся маховик (напр., инерционный двигатель,
получивший распространение в детских игрушках).


Лит.: Терентьев
Б. П., Электропитание радиоустройств, 2 изд., М., 1958; Вайнел Дж. В.,
Аккумуляторные батареи, пер. с англ., 4 изд.,М.- Л., 1960; Багоцкий В.
С., Флеров В. Н.,< Новейшие достижения в области химических источников
тока, М.- Л., 1963.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я