АКМЕИЗМ
(франц.
acmeisme,< от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила),
течение в русской поэзии нач. 20 в., сложившееся в условиях кризиса бурж.
культуры и выразившее декадентское умонастроение (см. Декадентство).
А. возник как
реакция на символизм. Представители А., объединившиеся в группу "Цех поэтов"
и выступавшие в жури. "Аполлон" (1909-17), возражали против ухода поэзии
в "миры иные", в "непознаваемое", против многосмыслен-ных и текучих поэтич.
образов. Декларируя предпочтение реальной, земной жизни и возвращение поэзии
к стихии "естества", акмеисты, однако, воспринимали жизнь внесоциалыю и
внеисторически. Человек выключался из сферы обществ, практики. Акмеисты
противопоставляли социальным конфликтам эстетское любование мелочами жизни,
вещами (М. Кузмин), предметным миром, образами прошлой культуры и истории
(О. Мандельштам, сб- "Камень", 1913), поэтизацию биоло-гич. начал бытия
(М. Зенкевич, В. Нар-бут). Апология "сильной личности" и "первобытных"
чувств, присущая ранней поэзии Н. Гумилёва, оставляла его в рамках антидемократич.<,
индивидуали-стич.
сознания.
В послереволюц.
годы "Цех поэтов" как лит. школа прекратил своё существование. Творчество
наиболее известных поэтов, причисляемых к А.,- А. Ахматовой, О. Мандельштама,
Н. Гумилёва, отчасти М. Кузмина -уже к сер. 1910-х гг. вышло за рамки акмеистских
деклараций и обрело индивидуальные судьбы.
Лит.: Блок
А., "Без божества, без вдохновенья", Собр. соч., т. 6, М.-Л., 1962; [Манифесты
акмеистов], "Аполлон", 1913, № 1; Кузмин М., О прекрасной ясности, там
же, 1910, №1; Михайловский Б., Русская литература 20 в., М., 1939; Волков
А., Очерки русской литературы конца 19 и начала 20 вв., М., 1955; Орлов
В., На рубеже двух эпох, "Вопросы литературы", 11366, № 10; Жирмунский
В., О творчестве Анны Ахматовой, "Новый мир", 1969, № 6; История русской
поэзии, т. 2, Л., 1969. И. С. Правдина.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я