АКСЕЛЕРОМЕТР

АКСЕЛЕРОМЕТР (от
лат. accelero - ускоряю и греч. metreo - измеряю), прибор для измерения
ускорения (перегрузок), возникающего на космич. летат. аппаратах, ракетах,
самолётах и др. движущихся объектах, при испытаниях машин, двигателей и
т. д. Различают А.: в зависимости от вида движения - линейный и угловой;
по принципу действия - механич., электромеханич. и др.; по назначению -
измеряющий ускорение как функцию времени или пути и максимальный, измеряющий
момент достижения объектом заданного значения ускорения или макс, значение
ускорения в быстро-протекающем процессе, напр, при ударе. А. с записывающим
устройством наз. акселерографом.


Ускорение воспринимается:
в линейном (с одной степенью свободы) механическом А. (рис.) - маятниковым
устройством, в к-ром под действием ускорения возникает отклонение маятника
от положения равновесия (размер отклонения показывает стрелка на шкале,
отградуированной в единицах ускорения); в электромеханическом А.- тензодатчиком,
изменяющим свой электрич. параметр (сопротивление, индуктивность или ёмкость)
в зависимости от механич. деформации, пропорциональной ускорению; в максимальном
А.- или маятниковым устройством, разрывающим контакт в электрич. цепи при
достижении объектом исследования заданного значения ускорения, или
пьезоэлектрическим датчиком, вырабатывающим электрич. напряжение при механич.
сжатии под действием сил инерции. В электромеханич. и макс. А. ускорения
регистрируются на экране осциллографа, на к-рый после усиления поступают
электрич. сигналы с воспринимающих ускорение устройств.


Общий вид и
схема авиационного механич. акселерометра: 1 - грузик маятника, отклоняющийся
под действием ускорения; 2 - пружина; 3 - ось; 4 - зубчатый сектор; 5 -
зубчатое колесо; 6 - стрелка; 7 - стрелка, фиксирующая максимальное значение
ускорения.


При небольших
(до 10 гц) частотах колебаний деталей машин или движущихся объектов для
измерений больших ускорений применяют механич. А.; при повыш. частотах
- электромеханич. А.; при виб-рац. измерениях ускорений в диапазоне частот
10 гц - 20 кгц - макс. А. Макс. А. позволяют измерять ускорения от 1 см/сек2
до 30 км/сек2 (0,001 до 3000 д, где g - ускорение свободного
падения). В гравиметрии при определениях ускорений силы тяжести на море
и в воздухе используют трёхкомпонентные А., с помощью к-рых регистрируют
и учитывают ускорения, обусловленные качкой корабля или самолёта в месте
установки гравиметра или маятникового прибора. Применяемые в гравиметрии
А. рассчитаны на диапазон измерения ускорений в несколько сот см/сек2
и имеют точность порядка 1 см/сек2.


Лит.: Фридлендер
Г. О. и Селезнев В. П., Пилотажные манометрические приборы, компасы и автоштурманы,
М., 1953; Иориш Ю. И., Измерение вибрации. Общая теория, методы и приборы,
М., 1956.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я