АКТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
в СССРюридич. форма реализации исполнительно-распо-рядит.
полномочий органов гос-ва. Путём издания таких актов органы гос. управления,
в пределах их компетенции, на основе и во исполнение законов регулируют
общественные отношения, организуют выполнение плановых заданий, руководят
производством, обеспечивают охрану общественной и личной собственности,
прав и законных интересов граждан, осуществляют меры по укреплению обороны
СССР, охране обществ, порядка и гос. безопасности. Законы и указы Президиума
Верховного Совета СССР и союзных республик являются актами органов государственной
власти.
Юридич. характер
А. о. г. у. проявляется в том, что в них содержатся государственно-властные
предписания, обязательные к исполнению. Эти предписания либо обязывают
граждан, должностных лиц, гос. и обществ, учреждения, организации и предприятия
совершать определённые действия (или воздерживаться от определённых действий),
либо предоставляют к.-л. права и т. о. порождают разнообразные правовые
отношения и юридич. последствия.
В соответствии
с Конституцией СССР и конституциями союзных и авт. республик высшие органы
гос. управления СССР, союзных и авт. республик (Советы Министров) наделены
правом издавать постановления и распоряжения; отраслевые органы управления
- приказы и инструкции, местные органы управления (исполкомы Советов депутатов
трудящихся) - решения и распоряжения. Администрация предприятий и учреждений
издаёт приказы.
А. о. г. у.
должны быть изданы на основе и во исполнение закона, они не могут изменять
или отменять его. А. о. г. у. являются юридич. фактами, порождающими, изменяющими
или прекращающими правовые отношения; они могут служить доказательствами
в следств. органах, суде, арбитраже и при адм. производстве (см. Административный
процесс), а также являются основанием для издания других актов управления
или заключения гражданско-правовых сделок.
По юридич.
содержанию А. о. г. у. делятся на нормативные и индивидуальные: нормативные
содержат правовые нормы, рассчитанные на регулирование определённых однородных
отношений (напр., положения о министерствах, правила приёма в высшие учебные
заведения); индивидуальные являются актами применения права и регулируют
к.-л. конкретный случай, они не могут быть применены к другим, хотя бы
и однородным отношениям (напр., приказ об объявлении благодарности, распоряжение
о выделении денежных средств и т. д.).
Особую группу
А. о. г. у. составляют акты, содержащие и адм. санкции за их нарушение,
т.н. акты с адм. санкцией. Право издавать такие акты предоставлено Советам
Министров СССР, союзных и авт. республик, а по определённому кругу вопросов
- местным Советам депутатов трудящихся (кроме сельских) и их исполкомов
- по вопросам охраны обществ, порядка, благоустройства, санитарного состояния
населённых пунктов и др. вопросам, предусмотренным законодательством.
Акт управления
вступает в силу либо с момента, указанного в тексте самого акта, либо с
момента доведения его до сведения исполнителей. В самом А. о. г.у. может
быть указан и срок его действия, а если этот срок не указан, А. о. г. у.
действует до момента его отмены другим актом или законом. Акты местных
Советов, содержащие адм. санкции, в большинстве союзных республик издаются
на срок до 2 лет.
Порядок опубликования
и вступления в силу постановлений и распоряжений пр-ва СССР установлен
спец. пост. Совета Министров СССР (СП СССР, 1954, № 6, ст. 37), в к-ром
указывается, что постановления, имеющие общее значение или носящие нормативный
характер, публикуются в Собрании постановлений правительства СССР (СП СССР),
причём в постановлениях нормативного характера должен быть предусмотрен
срок их введения в действие. В случае неотложности и срочности проводимых
мероприятий постановления подлежат немедленному обнародованию (через газеты,
по радио, телеграфу) и в этих случаях вступают в силу немедленно. В тех
случаях, когда в постановлениях пр-ва не указан срок введения их в действие,
они вступают в силу с момента принятия. Распоряжения Совета Министров вступают
в силу с момента их принятия.
Как правило,
А. о. г. у. не имеет обратной силы (см. Обратная сила закона). В отдельных
случаях в акте управления может быть предусмотрено, что его действие распространяется
на отношения, возникшие до его принятия.
За законностью
А. о. г. у. осуществляется контроль вышестоящих органов управления и надзор
со стороны органов прокуратуры (см. Надзор прокурорский).
Лит.: Административное
право. Учебник для юридич. вузов, под ред. Ю. М. Козлова, М., 1968, гл.
14. А. Е. Лунев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я