АКТЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
в СССР обязательные для исполнения общие правила
или предписания индивидуального характера, издаваемые представит, учреждениями
Советского гос-ва - Советами депутатов трудящихся. Поскольку все органы
гос. власти в СССР избираются непосредственно гражданами, в этих актах
формируется и закрепляется воля избирателей. Порядок издания А. о. г. в.
определяется Конституцией СССР, конституциями союзных и авт. республик,
рабочими регламентами Верховных Советов, Положениями о местных Советах
депутатов трудящихся. Различаются акты высших и местных органов гос. власти:
акты Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и авт. республик,
а также их Президиумов и акты местных органов власти.
К компетенции
Верховного Совета СССР относится принятие Конституции, внесение в неё изменений
и издание законов СССР (аналогичны полномочия Верховных Советов союзных
и авт. республик в отношении конституций соответств. республик). Особенность
полномочий Верховного Совета авт. республики состоит в том. что он обязан
представлять принятую им Конституцию АССР на утверждение Верховного Совета
союзной республики. Поскольку Конституция носит учредительный характер,
она обладает наивысшей юридич. силой: все законы и другие правовые акты
должны соответствовать Конституции.
Вслед за Конституцией
высшей юридич. силой обладают законы, принимать или отменять к-рые может
только Верховный Совет. Президиум Верховного Совета вправе вносить изменения
в действующее законодательство, но с обязательным последующим утверждением
Верховным Советом. Кроме законов, Верховные Советы по нек-рым вопросам,
не требующим нормативного решения и входящим в их компетенцию (напр., избрание
или назначение Ген. прокурора СССР, председателя Совета Министров СССР),
издают постановления. По внешнеполитич. вопросам Верховный Совет СССР принимает
заявления или обращения. Президиум Верховного Совета издаёт указы, а по
нек-рым вопросам - постановления.
Местные органы
гос. власти - краевые, областные, окружные, районные, городские и сельские
Советы - принимают решения в пределах прав, предоставляемых им законами
СССР, союзных и авт. республик. Принятие решений по нек-рым вопросам (напр.,
избрание исполкома данного Совета, утверждение местного бюджета) составляет
компетенцию местного Совета: исполнит, органы принимать решения по этим
вопросам не имеют права. Акт местного Совета может быть отменён либо самим
Советом, его издавшим, либо вышестоящим Советом. Исполком вышестоящего
Совета не имеет права отменить акт нижестоящего Совета, он может только
приостановить его с передачей вопроса для окончат, решения самому Совету
или вышестоящему Совету. Высший контроль за законностью актов местных органов
гос. власти осуществляется Президиумами Верховных Советов союзных и авт.
республик, к-рые вправе отменить эти акты, если они противоречат закону.
Аналогичные
принципы положены в основу деятельности органов гос. власти других социалистич.
стран.
В большинстве
бурж. стран формально признаётся, что принятие конституции и законов составляет
исключительно компетенцию парламента, фактически же многие, в т. ч. и законодат.,
функции паряамента нередко передаются органам исполнит, власти (см. Делегированное
законодательство). В, Ф. Коток.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я