АЛАНЫ
(лат.
Alani), самоназвание ироны, в визант. источниках - аланы, по-грузински
осы, по-русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, к-рые выделились
в последнем веке до н. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного
Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в 1 в. н. э. (по сведениям
рим. и визант. писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали
опустошительные походы на Крым, Закавказье, М. Азию, Мидию. Основа х-ва
А. этого времени - скотоводство. В 372 А. были разбиты гуннами. Часть А.
вместе с гуннами участвовала в Великом переселении народов и через Галлию,
Испанию достигла Сев. Африки. Другая часть А. отошла в предгорья Кавказа.
В Центр. Предкавказье сложилось объединение аланских и местных кавк. племён,
возглавленное А. и в письм. источниках получившее назв. Алании. Происходит
процесс оседания кочевников-А. и переход их к земледельческо-скотоводческому
х-ву. В 8-9 вв. зарождаются феод, отношения у А., временно вошедших в состав
Хазарского каганата. На рубеже 9-10 вв. у А. возникает раннефеод. государство;
в 10 в. А. играют значит, роль во внешних связях Хазарии с Византией. Из
Византии в Аланию проникает христианство. Развитие производит, сил, торговли
приводит к зарождению феод, городов, остатками к-рых являются городища:
Нижне-Архызское на р. Б. Зеленчук, Верхне-и Нижне-Джулатские на р. Терек,
Ахал-ка лине кое на р. Сунже и др. О богатой аланской культуре дают представления
знаменитые катакомбные могильники и городища на Сев. Донце (Салтово-Маяц-кая
культура) и Сев. Кавказе. Распространены наземные гробницы, дольмено-образные
склепы (в верховьях Кубани), наземные кам. склепы с ложными сводами, катакомбы,
обычно состоявшие из дромоса и эллипсовидной камеры. Нек-ры-е поселения
А. были ограждены стенами, сложенными насухо из кам. тёсаных плит, на к-рые
наносились резные геометрич. орнаменты, иногда схема-тич. изображения животных
и людей. Прикладное иск-во А. в 4-5 вв. представлено гл. обр. ювелирными
изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преим. красными, камнями
или стеклом (т. н. полихромный стиль); позднее появились подвески и др.
украшения, отделанные птичьими головками. В 7-9 вв. распространяются литые
антропоморфные изображения, фигурки всадников, штампованные бронз, бляшки
с растит, и геометрич. узором, украшавшие одежду и конский убор. О наивысшем
расцвете иск-ва А. (10-12 вв.) свидетельствуют предметы из Змейского могильника
(Сев. Осетия): орнаментиров. золочёные бляхи, складни-амулеты, туалетные
принадлежности, одежда, ножны сабель, уникальный золочёный конский начельник
в виде женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми павлинами
и плетёнкой. В 10-12 вв. у А. зародилась письменность, был создан героич.
Нартский (нартовский) эпос.
Тяжёлый удар
А. был нанесён монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238-39 равнины
Предкавказья. Уцелевшая часть А. ушла в горы Центр. Кавказа и в Закавказье
(Юж. Осетия), где ассимилировалась с местным кавк. населением. С 14 в.
среди А. стал распространяться ислам. Прямыми потомками А. являются совр.
ираноязычные осетины. Определённую роль А. сыграли в этногенезе и культуре
и др. народов Сев. Кавказа.
Лит.: Ванеев
3. Н., Средневековая Алания, Сталинири, 1959; Кузнецов В. А., Аланские
племена Северного Кавказа, М., 1962; Плетнева С. А., От кочевий к городам,
М., 1967; Происхождение осетинского народа. Материалы научной сессии, посвященной
проблеме этногенеза осетин, Орджоникидзе, 1967. В. А. Кузнецов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я