АЛГЕБРА.
Содержание:
Общие сведения
Исторический
очерк
Современное
состояние алгебры
Общие сведения
Алгебра - один
из больших разделов математики, принадлежащий наряду с арифметикой и геометрией
к числу старейших ветвей этой науки. Задачи, а также методы А., отличающие
её от др. отраслей математики, создавались постепенно, начиная с древности.
А. возникла под влиянием нужд общественной практики, в результате поисков
общих приёмов для решения однотипных арифметич. задач. Приёмы эти заключаются
обычно в составлении и решении уравнений.
Задачи решения
и исследования уравнений оказали большое влияние на развитие первонач.
арифметич. понятия числя. С введением в науку отрицательных, иррациональных,
комплексных чисел общее исследование свойств этих различных числовых систем
тоже отошло к А. При этом в А. сформировались характерные для неё буквенные
обозначения, позволившие записать свойства действий над числами в сжатой
форме, удобной для построения исчисления над буквенными выражениями. Буквенное
исчисление тождественных преобразовав ний, давшее возможность преобразовывать
по определённым правилам (отражающим свойства действий) буквенную запись
результата действий, составляет аппарат классич. А. Тем самым А. отграничилась
от арифметики: А. изучает, пользуясь буквенными обозначениями, общие свойства
числовых систем и общие методы решения задач при помощи уравнений; арифметика
занимается приёмами вычислений с конкретно заданными числами, а в своих
более высоких областях (см. Чисел теория) - более тонкими индивидуальными
свойствами чисел. Развитие А., её методов и символики оказало очень большое
влияние на развитие более новых областей математики, подготовив, в частности,
появление анализа математического. Запись простейших основных понятий анализа,
таких, как переменная величина, функция, невозможна без буквенной символики,
а в анализе, в частности в дифференциальном и интегральном исчислениях,
полностью пользуются аппаратом классич. А. Применение аппарата классич.
А. возможно всюду, где приходится иметь дело с операциями, аналогичными
сложению и умножению чисел. Эти операции могут производиться при этом и
не над числами, а над объектами самой различной природы. Наиболее известным
примером такого расширенного применения алгебр, методов является векторная
А. (см. Векторное исчисление). Векторы можно складывать, умножать на числа
и множить друг на друга двумя различными способами. Свойства этих операций
над векторами во многом похожи на свойства сложения и умножения чисел,
но в нек-рых отношениях отличны. Напр., векторное произведение двух векторов
А и В не коммутативно, т. е. вектор может не равняться
вектору наоборот, в векторном исчислении действует
правило:
Следом за векторной
А. возникла А. тензоров (см. Тензорное исчисление), ставших одним из осн.
вспомогат. средств совр. физики. В пределах самой классич. А. возникла
А. матриц, а также многие другие алгебр, системы.
Таким образом,
А. в более широком, совр. понимании может быть определена как наука о системах
объектов той или иной природы, в к-рых установлены операции, по своим свойствам
более или менее сходные со сложением и умножением чисел. Такие операции
наз. алгебраическими. А. классифицирует системы с заданными на них алгебр,
операциями по их свойствам и изучает различные задачи, естественно возникающие
в этих системах, включая и задачу решения и исследования уравнений, к-рая
в новых системах объектов получает новый смысл (решением уравнения может
быть вектор, матрица, оператор и т. д.). Этот новый взгляд на А., вполне
оформившийся лишь в 20 в., способствовал дальнейшему расширению
области применения
алгебр, методов, в т. ч. и за пределами математики, в частности в физике.
Вместе с тем он укрепил связи А. с др. отделами математики и усилил влияние
А. на их дальнейшее развитие.
Исторический
очерк
Начальное развитие.
Алгебре предшествовала арифметика, как собрание постепенно накопленных
прак-тич. правил для решения повседневных житейских задач. Эти правила
арифметики сводились к сложению, вычитанию, умножению и делению чисел,
вначале только целых, а затем - постепенно и в очень медленном развитии
- и дробных. Характерное отличие А. от арифметики заключается в том, что
в А. вводится неизвестная величина; действия над ней, диктуемые условиями
задачи, приводят к уравнению, из к-рого уже находится сама неизвестная.
Намёк на такую трактовку арифметич. задач есть уже в др.-егип. папирусе
Ахмеса (1700 - 2000 до н. э.), где искомая величина наз. словом "куча"
и обозначается соответствующим знаком - иероглифом (см. Папирусы математические).
Древние египтяне решали и гораздо более сложные задачи (напр., на арифметич.
и геометрич. прогрессии). Как формулировка задачи, так и решение давались
в словесной форме и только в виде конкретных численных примеров. И все
же за этими примерами чувствуется наличие накопленных общих методов, если
не по форме, то по существу равносильных решению ур-ний 1-й и иногда 2-й
степеней. Имеются и первые матем. знаки (напр., особый знак для дробей).
В нач. 20 в.
были расшифрованы мно-гочисл. математич. тексты (клинописи) и другой из
древнейших культур - вавилонской (см. Клинописные математические тексты).
Это открыло миру высоту математич. культуры, существовавшей уже за 4000
лет до наших дней. Вавилоняне с помощью обширных спец. таблиц умели решать
разнообразные задачи; нек-рые из них равносильны решению квадратных уравнений
и даже одного вида уравнения 3-й степени. Среди учёных, разрабатывающих
историю математики, возник спор о том, в какой мере математику вавилонян
можно считать А. Нельзя, однако, забывать, что древняя математика едина.
Разделение произошло гораздо позднее.
В Др. Греции
была отчётливо выделена геометрия. У др.-греч. геометров впервые сознательно
поставлено исследование, каждый шаг к-рого оправдан логич. доказательством.
Мощь этого метода так велика, что и чисто арифметич. или алгебр, вопросы
переводились на язык геометрии: величины трактовались как длины, произведение
двух величин - как площадь прямоугольника и т. д. И в совр. матем. языке
сохранилось, напр., название "квадрат" для произведения величины на самоё
себя. Характерное для более древних культур единство науч. знаний и практич.
приложений было в др.-греч. математике разорвано: геометрию считали логич.
дисциплиной, необходимой школой для философского ума, а всякого рода исчисления,
т. е. вопросы арифметики и <А., идеалистич. философия Платона не
считала достойным предметом науки. Несомненно, эти отрасли также продолжали
развиваться (на основе вавилонских и егип. традиций), но до нашего времени
дошёл только трактат Диофанта Александрийского "Арифметика" (вероятно,
3 в.), в к-ром он уже довольно свободно оперирует с уравнениями 1-й и 2-й
степеней; в зачаточной форме у него можно найти и употребление отрицат.
чисел.
Наследие др.-греч.
науки восприняли учёные средневекового Востока - Ср. Азии, Месопотамии,
Сев. Африки. Меж-дунар. научным языком служил для них арабский яз. (подобно
тому как для учёных средневекового Запада таким языком был латинский),
поэтому этот период в истории математики иногда называют "арабским". В
действительности же одним из крупнейших науч. центров этого времени (9-15
вв.) была Ср. Азия. Среди многих примеров достаточно назвать деятельность
узб. математика и астронома 9 в., уроженца Хорезма Мухаммеда аль-Хорезми
и великого учёного-энциклопедиста Бируни; создание в 15 в. обсерватории
Улугбека в Самарканде. Учёные ср.-век. Востока передали Европе математику
греков и индийцев в оригинальной переработке, причём особенно много они
занимались именно А. Само слово "алгебра" - арабское (аль-джебр) и является
началом названия одного из сочинений Хорезми (аль-джебр означало один из
приёмов преобразования уравнений). Со времени Хорезми А. можно рассматривать
как отдельную отрасль математики.
Математики
ср.-век. Востока все действия излагали словами. Дальнейший прогресс А.
стал возможным только после появления во всеобщем употреблении удобных
символов для обозначения действий (см. Знаки математические). Этот процесс
шёл медленно и зигзагами. Выше упоминалось о знаке дроби у древних египтян.
У Диофанта буква i (начало слова isos, т. е. равный) применялась как знак
равенства, были подобные сокращения и у индийцев (5-7 вв.), но затем эта
зарождавшаяся символика снова терялась. Дальнейшее развитие А. принадлежит
итальянцам, перенявшим в 12 в. математику ср.-век. Востока. Леонардо Пи-занский
(13 в.) - наиболее выдающийся математик этой эпохи, занимавшийся алгебр,
проблемами. Постепенно алгебр, методы проникают в вычислит, практику, в
первое время ожесточённо конкурируя с арифметическими. Приспособляясь к
практике, итал. учёные вновь переходят к удобным сокращениям, напр, вместо
слов "плюс" и "минус" стали употреблять лат. буквы р и т с особой чёрточкой
сверху. В кон. 15 в. в матем. сочинениях появляются принятые теперь знаки
+ и -, причём есть указания, что эти знаки задолго до этого употреблялись
в торговой практике для обозначения избытка и недостатка в весе.
Быстро следует
введение и всеобщее признание остальных знаков (степени, корня, скобок
и т. д.). К сер. 17 в. полностью сложился аппарат символов совр. А.- употребление
букв для обозначения не только искомого неизвестного, но и всех вообще
входящих в задачу величин. До этой реформы, окончательно закреплённой Ф.
Виетом (кон. 16 в.), в А. и арифметике как бы нет общих правил и доказательств;
рассматриваются исключительно численные примеры. Почти невозможно было
высказать какие-либо общие суждения. Даже элементарные учебники этого времени
очень трудны, т. к. дают десятки частных правил вместо одного общего. Виет
первый начал писать свои задачи в общем виде, обозначая неизвестные величины
гласными А, Е, I,..., а известные - согласными В, С, D, .... Эти буквы
он соединяет введёнными уже в то время знаками математич. операций. Т.
о. впервые возникают букв, формулы, столь характерные для совр. А. Начиная
с Р. Декарта (17 в.) для неизвестных употребляют преим. последние буквы
алфавита (х, у, z).
Введение символич.
обозначений и операций над буквами, заменяющими какие угодно конкретные
числа, имело исключительно важное значение. Без этого орудия - языка формул
- были бы немыслимы блестящее развитие высшей математики начиная с 17 в.,
создание матем. анализа, матем. выражения законов механики и физики и т.
д.
Содержание
А. охватывало во время Диофанта уравнения 1-й и 2-й степеней. К уравнениям
2-й степени (т. н. квадратным) др.-греч. математики пришли, по-видимому,
геометрич. путём, т. к. задачи, приводящие к этим уравнениям, естественно,
возникают при определении площадей и построении окружности по различным
данным. Однако в одном, очень существенном отношении решение уравнений
у древних математиков отличалось от современного: они не употребляли отрицательных
чисел. Поэтому даже уравнение 1-й степени (с точки зрения древних) не всегда
имело решение. При рассмотрении уравнений 2-й степени приходилось различать
много частных случаев (по знакам коэффициентов). Решающий шаг - применение
отрицательных чисел - был сделан инд. математиками (10 в.), но учёные ср.-век.
Востока не пошли по этому пути. С отрицат. числами свыклись постепенно;
этому особенно способствовали коммерч. вычисления, в к-рых отрицат. числа
имеют наглядный смысл убытка, расхода, недостатка и т. д. Окончательно
же отрицат. числа были приняты только в 17 в., после того как Декарт воспользовался
их наглядным геометрич. представлением для построения аналитич. геометрии.
Возникновение
аналитической геометрии было вместе с тем и торжеством А. Если раньше,
у древних греков, чисто алгебр, задачи облекались в геометрич. форму, то
теперь, наоборот, алгебр, средства выражения оказались уже настолько удобными
и наглядными, что геометрич. задачи переводились на язык алгебр, формул.
Подробнее о постепенном расширении области чисел, употребляемых в математике,
о введении отрицательных, иррациональных, мнимых чисел см. в ст. Число.
Здесь же надо отметить, что необходимость введения всех этих чисел особенно
настоятельно ощущалась как раз в А.: так, напр., квадратные иррациональности
(корни) возникают при решении уравнений 2-й степени. Конечно, уже древнегреческие
и среднеазиатские математики не могли пройти мимо извлечения корней и придумали
остроумные способы приближённого вычисления их; но взгляд на иррациональность
как на число установился значительно позже. Введение же комплексных или
"мнимых" чисел относится к следующей эпохе (18 в.).
Итак, если
оставить в стороне мнимые числа, то к 18 в. А. сложилась приблизительно
в том объёме, к-рый до наших дней преподаётся в средней школе. Эта А. охватывает
действия сложения и умножения, с обратными им действиями вычитания и деления,
а также возведение в степень (частный случай умножения) и обратное ему
- извлечение корня. Эти действия производились над числами или буквами,
к-рые могли обозначать положительные или отрицательные, рациональные или
иррациональные числа. Указанные действия употреблялись в решении задач,
по существу сводившихся к уравнениям 1-й и 2-й степеней. Теперь А. в этом
объёме владеет каждый образованный человек. Эта "элементарная" А. применяется
повседневно в технике, физике и др. областях науки и практики. Но содержание
науки А. и её приложений этим далеко не ограничивается. Трудны и медленны
были только первые шаги. С 16 в. и особенно с 18 в. начинается быстрое
развитие А., а в 20 в. она переживает новый расцвет.
На рус. яз.
изложение элементарной А. в том виде, как она сложилась к нач. 18 в., было
впервые дано в знаменитой "Арифметике" Л. Ф. Магницкого, вышедшей в 1703.
Алгебра в 18
- 19 вв. В кон. 17 - нач. 18 вв. произошёл величайший перелом в истории
математики и естествознания: был создан и быстро распространился анализ
бесконечно малых (дифференциальное и интегральное исчисления). Этот перелом
был вызван развитием производит, сил, потребностями техники и естествознания
того времени и подготовлен он был всем предшествующим развитием А. В частности,
буквенные обозначения и действия над ними ещё в 16- 17 вв. способствовали
зарождению взгляда на математич. величины как на переменные, что так характерно
для анализа бесконечно малых, где непрерывному изменению одной величины
обычно соответствует непрерывное изменение другой - её функции.
А. и анализ
развивались в 17-18 вв. в тесной связи. В А. проникали функциональные представления,
в этом направлении её обогатил И. Ньютон. С другой стороны, А. принесла
анализу свой богатый набор формул и преобразований, игравших большую роль
в начальный период интегрального исчисления и теории дифференциальных уравнений.
Крупным событием в А. этого периода было появление курса алгебры Л. Эйлера,
работавшего тогда в Петерб. академии наук. Этот курс вышел сначала на рус.
яз. (1768-69), а затем неоднократно издавался на иностр. языках. Отличие
А. от анализа в 18-19 вв. характеризуется тем, что А. имеет своим осн.
предметом прерывное, конечное. Эту особенность А. подчеркнул в 1-й пол.
19 в. Н. И. Лобачевский, назвавший свою книгу "Алгебра, или Вычисление
конечных" (1834). А. занимается осн. операциями (сложение и умножение),
производимыми конечное число раз.
Простейшим
Объём А., т.
Если приравнять
Алгебр, решение
Эта формула
Приближённое
Если допускать
Если x
то легко доказать,
причём многочлен
Таким образом,
Многие теоретич.
Здесь x (По материалам
Сфера приложений
Совр. А., понимаемая
Свойства операций
Наиболее важными
Не менее богатой
здесь а и b
О других алгебр,
Лит.: История
Классики науки.
Университетские
Монографии
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
результатом умножения является одночлен, напр. 5а3bх2у.
Сумма конечного числа таких одночленов (с целыми степенями) наз. многочленом.
Если обратить внимание на одну из входящих в многочлен букв, напр, x, то
можно придать ему вид: а
+ ... + a
полином, целая рациональная функция). А. 18-19 вв. и есть прежде всего
А. многочленов.
о., оказывается значительно уже, чем объём анализа, но зато простейшие
операции и объекты, составляющие предмет А., изучаются с большей глубиной
и подробностью; и именно потому, что они простейшие, их изучение имеет
фундаментальное значение для математики в целом. Вместе с тем А. и анализ
продолжают иметь много точек соприкосновения, и разграничение между ними
не является жёстким. Так, напр., анализ перенял от А. её символику, без
к-рой он не мог бы и возникнуть. Во многих случаях изучение многочленов,
как более простых функций, пролагало пути для общей теории функций. Наконец,
через всю дальнейшую историю математики проходит тенденция сводить изучение
более сложных функций к многочленам или рядам многочленов: простейший пример
- Тейлора ряд. С др. стороны, А. нередко пользуется идеей непрерывности,
а представление о бесконечном числе объектов стало господствующим в А.
последнего времени, но уже в новом, спе-цифич. виде (см. ниже - Современное
состояние алгебры).
многочлен нулю (или вообще к.-л. определённому числу), мы получим алгебр,
уравнение. Исторически первой задачей А. было решение таких уравнений,
т. е. нахождение их корней - тех значений неизвестной величины х, при к-рых
многочлен равен нулю. С древних времён известно решение квадратного уравнения
x2 + рх + q = 0 в виде формулы:
уравнения 3-й и 4-й степеней было найдено в 16 в. Для уравнения вида x3
+ рх + q = 0 (к к-рому можно привести всякое уравнение 3-й степени) оно
даётся формулой:
наз. формулой Кардане, хотя вопрос о том, была ли она найдена самим Дж.
Кардана или же заимствована им у др. математиков, нельзя считать вполне
решённым. Метод решения алгебр, уравнений 4-й степени указал Л. Феррари.
После этого начались настойчивые поиски формул, к-рые решали бы уравнения
и высших степеней подобным образом, т. е. сводили бы решение к извлечениям
корней ("решение в радикалах"). Эти поиски продолжались около трёх столетий,
и лишь в нач. 19 в. Н. Абель и Э. Га-луа доказали, что уравнения степеней
выше 4-й в общем случае в радикалах не решаются: оказалось, что существуют
неразрешимые в радикалах уравнения я-й степени для любого п, большего или
равного 5. Таково, напр., уравнение x5 - 4х - 2 =0. Это открытие
имело большое значение, т. к. оказалось, что корни алгебр, уравнений -
предмет гораздо более сложный, чем радикалы. Галуа не ограничился этим,
так сказать, отрицательным результатом, а положил начало более глубокой
теории уравнений, связав с каждым уравнением группу подстановок его корней.
Решение уравнения в радикалах равносильно сведению первоначального уравнения
к цепи уравнений вида: (к-рое и выражает собой,
что Сведение к таким уравнениям оказалось
в общем случае невозможным, но возник вопрос: к цепи каких более простых
уравнений можно свести решение уравнения заданного. Напр., через корни
каких уравнений корни заданного уравнения выражаются рационально, т. е.
при помощи четырёх действий - сложения, вычитания, умножения и деления.
В таком более широком понимании Галуа теория продолжает развиваться вплоть
до нашего времени. С чисто практич. стороны для вычисления корней ур-ния
по заданным коэфф. не было особой необходимости в общих формулах решения
для уравнений высших степеней, т. к. уже для уравнений 3-й и 4-й степеней
такие формулы практически мало полезны. Численное решение уравнений пошло
иным путём, путём приближённого вычисления, тем более уместным, что на
практике (напр., в астрономии и технике) и сами коэфф. обычно являются
результатом измерений, т. е. известны лишь приближённо, с той или иной
точностью.
вычисление корней алгебр, уравнений является важной задачей вычислит, математики,
и к наст, времени разработано огромное число приёмов её решения, в частности
с использованием совр. вычислит, техники. Но математика состоит не только
из описания способов вычисления. Не менее важна - даже для приложений -
другая сторона математики: уметь чисто теоретич. путём, без вычислений,
дать ответ на поставленные вопросы. В области теории алгебр, уравнений
таким является вопрос о числе корней и их характере. Ответ зависит от того,
какие числа мы рассматриваем. Если допустить положит, и отри-цат. числа,
то уравнение 1-й степени всегда имеет решение и притом только одно. Но
уже квадратное уравнение может и не иметь решений среди т. н. действит.
чисел; напр., уравнение x2 + 2 = 0 не может быть удовлетворено
ни при каком положит, или отрицат. х, т. к. слева всегда окажется положит,
число, а не нуль. Представление решения в виде не
имеет смысла, пока не будет разъяснено, что такое квадратный корень из
отрицат. числа. Именно такого рода задачи и натолкнули математиков на т.
н. мнимые числа. Ещё раньше отдельные смелые исследователи ими пользовались,
но окончательно они были введены в науку только в 19 в. Эти числа оказались
важнейшим орудием не только в А., но и почти во всех разделах математики
и её приложений. По мере того как привыкали к мнимым числам, они теряли
всякую таинственность и "мнимость", почему теперь их и называют чаще всего
не мнимыми, а комплексными числами.
и комплексные числа, то оказывается, что любое уравнение n-й степени имеет
корни, причём это верно и для уравнений с любыми комплексными коэфф. Эта
важная теорема, носящая название основной теоремы А., была впервые высказана
в 17 в.франц. математиком А. Жираром, но первое строгое доказательство
её было дано в самом кон. 18 в. К. Гауссом; с тех пор были опубликованы
десятки различных доказательств. Все эти доказательства должны были, в
той или иной форме, прибегнуть к непрерывности; т. о., доказательство осн.
теоремы А. само выходило за пределы А., демонстрируя лишний раз неразрывность
математич. науки в целом.
что многочлен, стоящий в левой части уравнения, делится без остатка на
х - x,-. Из основной теоремы А. легко выводится, что всякий многочлен тг-й
степени распадается на п таких множителей 1-й степени, т. е. тождественно:
допускает лишь одно единственное разложение на множители такого вида.
уравнение n-й степени имеет и корне и. В частных случаях может оказаться,
что нек-рые из множителей равны, т. е. нек-рые корни повторяются несколько
раз (кратные корни); следовательно, число различных корней может быть и
меньше п. Часто не так важно вычислить корни, как разобраться в том, каков
характер этих корней. Как пример приведём найденное ещё Декартом "правило
знаков": уравнение имеет не больше положит, корней, чем число перемен знака
в ряду его коэффициентов (а если меньше, то на чётное число). Напр., в
рассмотренном выше уравнении xs- 4х - 2=0 одна перемена знака
(первый коэфф.- положительный, остальные - отрицательные). Значит, не решая
уравнения, можно утверждать, что оно имеет один и только один положит,
корень. Общий вопрос о числе действительных корней в заданных пределах
решается Штурма правилом. Очень важно, что у уравнения с действит. коэффициентами
комплексные корни могут являться только парами: наряду с корнем а + bi
корнем того же уравнения всегда будет и а - bi Приложения ставят иногда
и более сложные задачи этого рода; так, в механике доказывается, что движение
устойчиво, если нек-рое алгебр, уравнение имеет только такие корни (хотя
бы и комплексные), у к-рых действит. часть отрицательна, и это заставило
искать условия, при к-рых корни уравнения обладают этим свойством (см.
Рауса - Гурвица проблема).
и практич. вопросы приводят не к одному уравнению, а к целой системе уравнений
с неск. неизвестными. Особенно важен случай системы линейных уравнений,
т. е. системы т уравнений 1-й степени с п неизвестными:
степени определяется не только тем, что они - простейшие. На практике (напр.,
для отыскания поправок в астро-номич. вычислениях, при оценке погрешности
в приближённых вычислениях и т. д.) часто имеют дело с заведомо малыми
величинами, старшими степенями к-рых можно пренебречь (ввиду их чрезвычайной
малости), так что уравнения с такими величинами сводятся в первом приближении
к линейным. Не менее важно, что решение систем линейных уравнений составляет
существенную часть при численном решении разнообразных прикладных задач.
Ещё Г. Лейбниц (1700) обратил внимание на то, что при изучении систем линейных
уравнений наиболее существенной является таблица, состоящая из коэфф. а
при помощи к-рых исследуются системы линейных уравнений. Впоследствии такие
таблицы, или матрицы, стали предметом самостоят, изучения, т. к. обнаружилось,
что их роль не исчерпывается приложениями к теории систем линейных уравнений.
Теория систем линейных уравнений и теория матриц в наст, время стали частями
важной отрасли науки - линейной алгебры.
статьи А. Г. Куроша и О. Ю. Шмидта из 2-го изд. БСЭ).
Современное
состояние алгебры
математики расширяется с течением времени, и темп этого расширения возрастает.
Если в 18 в. математика стала основой механики и астрономии, то уже в 19
в. она стала необходимой для различных областей физики, а ныне математич.
методы проникают даже в такие, казалось бы далекие от математики области
знания, как биология, лингвистика, социология и т. д. Каждая новая область
приложений влечёт создание новых глав внутри самой математики. Эта тенденция
привела к возникновению значит, числа отдельных матем. дисциплин, различающихся
по областям исследования (теория функций комплексного переменного, теория
вероятностей, теория уравнений матем. физики и т. д.; более новые - теория
информации, теория автоматич. управления и т. д.). Несмотря на такую дифференциацию,
математика остаётся единой наукой. Это единство сохраняется благодаря развитию
и совершенствованию ряда общих, объединяющих идей и точек зрения. Тенденция
к объединению лежит в существе математики как науки, пользующейся методом
абстракции и, кроме того, часто стимулируется тем, что при исследовании
задач, возникающих в различных областях знания, приходится пользоваться
одним и тем же математич. аппаратом.
как учение об операциях над любыми математич. объектами, является одним
из разделов математики, формирующих общие понятия и методы для всей математики.
Эту роль А. разделяет с топологией, в к-рой изучаются наиболее общие свойства
непрерывных протяжённостей. А. и топология оказались, несмотря на различие
объектов исследования, настолько связанными, что между ними трудно провести
чёткую границу. Для совр. А. характерно то, что в центре внимания оказываются
свойства операций, а не объектов, над к-рыми производятся эти операции.
Попытаемся объяснить на простом примере, как это происходит. Всем известна
формула (а + b)2 = а2 + 2аb + b2. Её выводом
является цепочка равенств: (а + b)2 = (а + b) (а + b)=(а + b)а
+ (a + b)b = = (а2 + bа) + (аb + b2)= а2
+ (bа + аb) + + b2 = а2 + 2ab + b2. Для
обоснования мы дважды пользуемся законом дистрибутивности: с(а + b) = са
+ cb (роль c играет а + b) и (а + b) c = = aс + bc (роль с играют а и b),
закон ассоциативности при сложении позволяет перегруппировать слагаемые,
наконец используется закон коммутативности: ba = ab. Что представляют собой
объекты, закодированные буквами а и b, остаётся безразличным; важно, чтобы
они принадлежали системе объектов, в к-рой определены две операции - сложение
и умножение, удовлетворяющие перечисленным требованиям, касающимся свойств
операций, а не объектов. Поэтому формула останется верной, если а и 6 обозначают
векторы на плоскости или в пространстве, сложение принимается сперва как
векторное сложение, потом как сложение чисел, умножение - как скалярное
умножение векторов. Вместо а и b можно подставить коммутирующие матрицы
(т. е. такие, что аb = bа, что для матриц может не выполняться), операторы
дифференцирования по двум независимым переменным и т. д.
над матем. объектами в разных ситуациях иногда оказываются совершенно различными,
иногда одинаковыми, несмотря на различие объектов. Отвлекаясь от природы
объектов, но фиксируя определённые свойства операций над ними, мы приходим
к понятию множества, наделённого алгебраической структурой, или алгебраической
системы. Потребности развития науки вызвали к жизни целый ряд содержательных
алгебр, систем: группы, линейные пространства, поля, кольца и т. д. Предметом
совр. А. в основном является исследование сложившихся алгебр, систем, а
также исследование свойств алгебр, систем вообще, на основе ещё более общих
понятий (Q-алгебры, модели). Кроме этого направления, носящего название
общей А., изучаются применения алгебр, методов к др. разделам математики
и за её пределами (топология, функциональный анализ, теория чисел, алгебр,
геометрия, вычислит, математика, теоретич. физика, кристаллография и т.
д.).
алгебр, системами с одной операцией являются группы. Операция в группе
ассоциативна [т. е. верно (а * b) * с = а * (b * с) при любых а, b, с из
группы; звёздочкой . обозначена операция, к-рая в разных ситуациях может
иметь разные названия] и однозначно обратима, т. е. для любых а и b из
группы найдутся единственные х, у, такие, что а * х = b, у * а = b. Примерами
групп могут служить: совокупность всех целых чисел относительно сложения,
совокупность всех рациональных (целых и дробных) положит, чисел относительно
умножения. В этих примерах операция (сложение в первом, умножение во втором)
перестановочна. Такие группы наз. абелевыми. Совокупности движений, совмещающих
данную фигуру или тело с собой, образуют группу, если в качестве операции
взять последовательное осуществление двух движений. Такие группы (группы
симметрии фигуры) могут быть неабе-левыми. Движения, совмещающие с собой
атомную решётку кристалла, образуют т. н. фёдоровские группы, играющие
основную роль в кристаллографии и через неё в физике твёрдого тела. Группы
могут быть конечными (группы симметрии куба) и бесконечными (группы целых
чисел по сложению), дискретными (тот же пример) и непрерывными (группа
вращений сферы). Теория групп стала разветвлённой, богатой содержанием
математич. теорией, имеющей обширную область приложений.
приложениями является линейная А., изучающая линейные пространства. Под
этим названием понимаются алгебр, системы с двумя операциями - сложением
и умножением на числа (действительные или комплексные). Относительно сложения
объекты (называемые векторами) образуют абелеву группу, операция умножения
удовлетворяет естественным требованиям:
обозначают числа, х и у - векторы. Множества векторов (в обычном понимании)
на плоскости и в пространстве образуют линейные пространства в смысле данного
определения. Однако задачи, стоящие перед математикой, заставляют рассматривать
многомерные и даже бесконечномерные линейные пространства. Последние (их
элементами чаще всего являются функции) составляют предмет изучения функционального
анализа. Идеи и методы линейной А. применяются в большинстве разделов математики,
начиная с аналитич. геометрии и теории систем линейных уравнений. Теория
матриц и определителей составляет вычислит, аппарат линейной А.
системах, указанных выше, см. соответствующие статьи и литературу при них.
Д.К.Фаддеев.
алгебры. Выгодский М. Я., Арифметика и алгебра в древнем мире, 2 изд.,
М., 1967; Юшкевич А. П., История математики в средние века, М., 1961; Вилейтнер
Г., История математики от Декарта до середины XIX столетия, пер. с нем.,
2 изд., М., 1966.
Декарт Р., Геометрия, пер. с латин., М.- Л., 1938; Ньютон И., Всеобщая
арифметика, или книга об арифметических синтезе и анализе, пер. с лат.,
М., 1948; Эйлер Л., Универсальная арифметика, пер. с нем., т. 1 - 2, СПБ,
1768 - 69; Лобачевский Н. И., Полное собрание сочинений, т. 4 - Сочинения
по алгебре, М.- Л.,1948; Галуа Э., Сочинения, пер. с франц., М.-Л., 1936.
курсы. Курош А. Г., Курс высшей алгебры, 9 изд., М., 1968; Гельфанд И.
М., Лекции по линейной алгебре, 3 изд., М. ,1966; Мальцев А. И., Основы
линейной алгебры, М.- Л., 1948. Монографии по общим вопросам алгебры. Ван-дер-Варден
Б. Л., Современная алгебра, пер. с нем., 2 изд., ч. 1 - 2, М.- Л., 1947;
Бурбаки Н., Алгебра, пер. с франц., [гл. 1-9], М., 1962 - 66; Курош А.
Г., Лекции по общей алгебре, М., 1962.
по специальным разделам алгебры. Шмидт О., Абстрактная теория групп, 2
изд., М.- Л., 1933; Курош А. Г., Теория групп, 3 изд., М., 1967; Понтрягин
Л. С., Непрерывные группы, 2 изд., М., 1954; Чеботарев Н. Г., Основы теории
Галуа, ч. 1 - 2, М. -Л., 1934 - 37; Джекобсон Н., Теория колец, пер. с
англ., М., 1947.