АЛХИМИЯ
(позднелат.
alchemia, alchimia, alchymia), своеобразное явление культуры, особенно
широко распространённое в Зап. Европе в эпоху позднего средневековья. Слово
"А." производят от араб, аль-кимия, к-рое восходит к греч. chemeia, от
cheo - лью, отливаю, что указывает на связь А. с искусством плавки и литья
металлов, либо от Chemia - Египет, что связывает А. с местом, где возникло
это искусство. Своей главной задачей алхимики считали превращение ("трансмутацию")
неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества -
" философского камня". Возникновение и попытки осуществления этой задачи
уходят в античность. Алхимич. период (4-16 вв.) характеризуется не только
распространением спекулятивной (умозрительной) и "опытной" А., но и одновременным
развитием практической, ремесл. химии. Но было бы несправедливо приписывать
последней всё приращение реальных химич. знаний в алхимич. периоде; в каждой
из отраслей А. можно усмотреть начатки положит, знаний. Из дошедших до
нас алхимич. текстов видно, что алхимикам принадлежит открытие или усовершенствование
способов получения практически Ценных соединений и смесей (минеральных
и растит, красок, стёкол, эмалей, ме-таллич. сплавов, кислот, щелочей,
солей, лекарственных препаратов), а также создание или улучшение приёмов
лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение новых
лабораторных приборов (напр., печей для длит, нагревания, перегонных кубов).
Иногда, правда очень редко, у алхимиков можно подметить как бы предвосхищение
открытых позднее законов химии. Напр., в трактате Р. Бэкона "Зеркало алхимии>
видится неосознанное приближение к закону постоянства состава. Говоря о
приготовлении "красного эликсира" из ртути и серы, Бэкон пишет: "...выбери
вещество, содержащее чистую... ртуть, смешанную по определённому правилу
равномерно и в должных пропорциях с серой...". У алхимиков имеются и умозрительные
натурфилос. обобщения. Такова идея генезиса металлов, основанная на материальном
единстве мира и принципиальной возможности взаимных превращений веществ,
высказанная Бэконом, к-рая, впрочем, восходит к воззрениям арабов, видоизменивших,
в свою очередь, взгляды Аристотеля на этот вопрос.
Территориальное
распространение А. весьма широко: это - греко-егип., арабская и западноевропейская
устойчивые алхимич. традиции. Достижения алхимиков Китая и Индии не оказали
прак-тич. влияния на Запад. В России распространение А. было невелико.
Важнейшие успехи
греко-егип. А. связаны с получением металлов из руд, приготовлением и обработкой
металлич. сплавов ("Лейденский папирус"); углублялись и расширялись знания
химич. процессов, свойственных различным ремёслам (перегонка, способы опробования,
очистки и сплавления металлов, амальгамирование, стеклоделие, крашение
и др.). Егип. алхимики открыли, в частности, нашатырь. Арабоязычной А.
принадлежит создание первой рациональной фармации (Гебер, Авиценна, Лбу
ар-Рази и др.), хотя их вклад в собственно А. невелик. Как указывает перс,
медик Абу Мансур (10в.), при составлении лекарств арабы пользовались различными
органич. веществами: тростниковым сахаром, кислотами растительного происхождения.
В распространении
А. на Западе большую роль сыграли экономич., военные и политич. связи с
Востоком; арабо-греко-егип. традиция была весьма сильна. В период с 9 по
15 вв. европ. А. дала выдающихся мыслителей, оставивших заметный след в
истории ср.-век. культуры. Среди них Раймунд Луллий (1235- 1315) - "Завещание,
излагающее в двух Книгах всеобщее химическое искусство", Арнальдо де Виланова
(1250-1313?) - "О ядах", Альберт Великий (ок. 1193- 1280) - "О металлах
и минералах", Фра Бонавентура (1214-1274), установивший факт растворения
серебра в азотной к-те и золота в царской водке, Роджер Бэкон (ок. 1214-ок.
1292)-"Могущество алхимии", "Зеркало алхимии" -один из первых ср.-век.
мыслителей, провозгласивший в качестве единственного критерия Истинного
знания прямой опыт.
Эмпирич. А.
проложила путь прямому науч. эксперименту, сознательно и целенаправленно
поставленному. Собственно же алхимич. подход к эксперименту был, в сущности,
ложен, т. к. исходил из априорной уверенности в том, что "истина" - ключ
к превращению металлов в золото или серебро - уже дана свыше, надо лишь
выявить её путём магич. ритуала и мистич. откровения, по типу "Сезам, откройся!".
История А.,
особенно западной, может быть включена в систему естественно-науч. знаний
средневековья. При этом должно критически отнестись к много-числ. рукописям
алхимиков-шарлатанов, равно как и к свойственному средневековью схоластич.
способу мышления, господству магии и мистики в науке, что отразилось и
на языке А., и на её конечных результатах. Впрочем, невозможность "трансмутации"
металлов выяснилась путём эксперимента, в ходе тщетных поисков только в
16 в., ко времени возникновения ятрохимии, которая вместе с прикладной
(технической) химией к концу 18 - нач. 19 вв. привела к становлению химии
как науки. Искусств, получение золота или серебра было для науки того времени
просто практич. задачей. Исходная же теоретич. посылка А.- идея о единой
природе вещества и всеобщей его превращаемое- едва ли может быть названа
ложной.
Было бы неправильно
считать, что А. является лишь зачаточной формой совр. химии. В А. неразрывно
соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового
человека. Там, где А. выступает как эксперимент, осложнённый магией, она
пользуется методами рациональной науки, хотя и не вполне развитыми. Там
же, где А. осознаёт себя искусством, на первый план выступает символич.
мировидение. Так, рисованные символы алхимиков это не столько обозначения
понятий, сколько аллегории, образы (напр., обратимая химич. реакция обозначалась
иногда в виде дракона, проглатывающего свой собственный хвост, семь металлов
соотносились с семью планетами, ртуть и сера - с материнским и отцовским
началами и т. п.).
В связи с этим
"темнота речи" многих алхимич. трактатов может быть понята и объяснена
тем, что в них органически слились в нерасчленённом ещё виде есте-ственнонауч.
и художеств, представления о мире (таковы алхимич. стихи Дж. Чо-сера, 14
в.). Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологич. творчество,
причём такое, в к-ром проявлялись как языческие, так и христианские её
истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где А. христианизирована
(белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией.
Там же, где А. выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия),
она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет
трагич. участь нек-рых европ. алхимиков (напр., Роджера Бэкона, Александра
Сетона Космополита и др.). Таким образом, в европ. А. могли сочетаться
теоретик-экспериментатор и практик-ремесленник, поэт и художник, схоласт
и мистик, теолог и философ, маг-чернокнижник и правоверный христианин.
Такой взгляд на А. позволяет понять её как явление, сосредоточившее в себе
многие особенности средневекового мышления.
Лит.: Меншуткин
Б. Н., Химия и пути ее развития, М.- Л., 1937; Морозов Н. А., В поисках
философского камня, СПБ, 1909; Джу а М., История химии, пер. с итал., М.,
1966; Berthelot M., Les origines de 1'alchimie, P., 1885; Lippmann E. O.,
Entstehung und Ausbreitung der Alchemic, Bd 1 - 3, В.- Weinheim, 1919-54;
Still man J. M., The story of alchemy and early chemistry, N. Y., [I960];
Read J., Through alchemy to chemistry, L., 1957. В.Л.Рабинович.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я