АЛЬМОРАВИДЫ
принятое
в лит-ре назв. династии и феод, государства (сер. 11 в.- 1146), возникшего
в ходе движения берберских племён Сев. Африки во главе с Абдаллахом ибн
Ясином. Центром движения была терр. совр. Мавритании, где находился рибат
(монастырь) Абдал-лаха ибн Ясина; его последователи были названы аль-мурабитун
- "живущие в ри-бате" (исп. almoravides). Они должны были вести подвижнич.
образ жизни и обучаться воен. иск-ву для борьбы с "врагами веры". Воен.
командование находилось в руках эмиров племени лемтуна (отсюда др. назв.
А.- Лемтуна): Яхьи ибн Омара (ум. 1056), затем его брата Абу Бекра ибн
Омара (1059-1087 или 1088). К сер. 11 в. А. подчинили Юж. Марокко и продолжали
завоевания, к-рые сопровождались физич. истреблением "неверных" и "отступников",
борьбой с неправедными правителями и "незаконными налогами". Последнее
обеспечивало А. поддержку нар. масс и способствовало быстрому успеху движения.
В 1061 Юсуф ибн Ташфин отстранил своего дядю Абу Бекра ибн Омара от руководства
движением, принял титул - эмир аль-мусли-мин и после смерти Абу Бекра стал
религ. и< светским главой А. К 1090 А. подчинили себе мусульм. Испанию.
Столицей гос-ва, к-рое включало Марокко, Зап. Алжир, мусульм. Испанию и
Балеарские о-ва, был г. Марракеш.
Поборы и бесчинства
войск и правителей, особенно при преемниках ибн Таш-фина (Али ибн Юсуф,
1106-43, Ташфин ибн Али, 1143-45, Ибрахим ибн Ташфин, 1145-46, Исхак ибн
Али, 1146), вызывали широкое недовольство, усилившееся религ. нетерпимостью
А. Всё это ослабило гос-во А., к-рое не смогло противостоять Дльмш;адам.
Лит.: Жюльен
Ш. А., История Северной Африки, пер. с франц., т. 2, М., 1961, гл. 3 (библ.).
Н. А. Иванов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я