АМОРАЛИЗМ
(от
греч. а - отрицат. частица и лат. moralis - нравственный), имморализм,
принцип практич. или идейной ориентации, включающий отрицание моральных
устоев и общепринятых норм поведения в обществе, ниги-листич. отношение
ко всяким нравственным нормам и принципам. На практике А. может быть связан
с нравств. неразвитостью того или иного индивида или порождаться социальными
противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и духовному
распаду личности. В теории А. обычно подменяет моральные критерии утилитарно-прагма-тич.,
конъюнктурно-политич., эстетич. или же индивидуалистич. соображениями свободы,
самоутверждения, наслаждения, выгоды личности и т. п.
Как сознательная
жизненная позиция А. возникает с разложением родо-племенных отношений,
отделением нравственности от автоматически действующих обычаев, традиционных
норм поведения и возникновением индивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося
уклада жизни. В антич. обществе, когда резко ускоряется ломка традиц. родовых
устоев и учащается столкновение между различными обычаями и сословными
нормами, А. выражается в признании полной относительности, условности и
прагматичности всяких принципов и норм морали, в отрицательном отношении
к ценностям обществ, культуры (киники, нек-рые софисты). В дальнейшем
А. становится характерным явлением классово-антагонистич. общества, где
господств, мораль нередко сопровождается практич. А., а оппозиция к ней
подчас переходит в неприятие всякой нравственности вообще. В эпоху Возрождения
принцип А. у нек-рых идеологов молодой буржуазии и феод, церкви (Макиавелли,
иезуиты Лойола, Лигуори, Бузенбаум) имел тот смысл, что мораль должна
быть полностью подчинена политич. задачам, ради осуществления к-рых оправданы
любые методы ("цель оправдывает средства"). С сер. 19 в. в условиях
духовного кризиса бурж. культуры получают развитие идеи т. н. эстетического
имморализма у Ф. Ницше с его апологией спонтанной жизненной силы
как высшей ценности, не подлежащей суду нравственности (под последней же
понимается лишь "рабская мораль толпы", нивелирующая личность и противодействующая
утверждению выдающейся индивидуальности).
В наиболее
циничной и человеконенави-стнич. форме А. проявился в идеологии и практике
фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от "химеры совести").
В сущности к А. ведёт всякая попытка "упразднить" принципы общечеловеч.
нравственности,
напр,
объявить предрассудками совесть, человеколюбие, уважение к личности.
В антагонистич.
обществе эксплуататорские классы не заинтересованы в соблюдении принципов
нравственности,< даже когда они декларируются офиц. идеологией, если
эти принципы не отвечают узкокорыстным целям классового господства. О.
Г. Дробницкий.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я