АМПЛУА
(франц.
emploi-употребление, использование; должность), специализация актёра
на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием.
Название А. идёт обычно или от гл. функции, выполняемой персонажем в пьесе
[напр., любовник (роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, умом,
благородством, любящих или являющихся предметом любви), травести
(роли
юношей, мальчиков, подростков, исполняемые женщинами) и др.], или
от основной черты его характера [напр., герой, тиран, благородный отец,
инженю
(т.
е. наивная девушка), грандкокет (кокетка)
и др.]. Возникновению
А. содействовали в истории театра два встречных процесса: переход из пьесы
в пьесу однородных персонажей и утверждение исполнительской традиции, ограничивающей
возможность индивидуальной трактовки роли. В результате приёмы игры канонизировались
применительно к изображаемым типам. Реализму, с его сложным пониманием
человеческого характера, чужда специализация исполнителей по А. Особенно
резко восстал против специализации
Московский Художественный академический
театр. Советский театр стремится к воспитанию актёра широкого творч.
диапазона, и потому деление на А. в нём не принято. Тех же принципов придерживаются
мн. передовые деятели театра зарубежных стран.
Т. М. Родина.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я