АМСТЕРДАМ
(Amsterdam,
первоначально Amstelredam - плотина на р. Амстел) столица Нидерландов,
важный экономич. центр, самый большой по населению город страны и крупный
мор. порт 866,4 тыс. жит. (1967); с пригородами св. 1 млн. жит.
(в нач. 18 в.- 100 тыс. жит.; в 1920 - 642 тыс. жит.; в 1946 -769 тыс.
жит.; в 1958 - 872 тыс. жит.)
Управление
городом осуществляет муниципальный совет (избирается населением на 4 г.),
его возглавляют бургомистр, назначаемый королём на 6 лет и 2-7 ольдеоменов
(Wethouders), назначаемых советом из числа его членов. Бургомистр
в вопросах поддержания общественного порядка действует, как глава полиции.
А. занимает
выгодное транспортно-геогр. положение в дельте р. Амстел у зал. Эйселмер
связан 2 каналами с Северным м. Благодаря каналу Нордзе принимает океанские
суда. По грузообороту (17,9 млн. т в 1968) занимает 2-е мес
то в стране
после Роттердама. А. связан каналами, ж. д. и шоссе с Гаагой, Роттердамом
и др. городами Нидерландов и через Рейн - с ФРГ. В А. междунар. аэропорт
Схипхол (обслуживает до 8 млн. пассажиров в год).
Доля А. в нац.
доходе страны составляет 1/10 часть. А. является одним из крупнейших в
мире финанс. и торг, центров (здесь происходит до 39% банковских и жироопераций
страны; на А. приходится до 15% розничной и оптовой торговли). В
А. находятся Нидерландский банк, фондовая биржа, правления наиболее крупных
коммерч. банков: "Алгемене банк Недерланд", "Амстердам - Роттердам банк"
и др., правления мн. пром. и судох. компаний, торг, биржа.
В А. и пригородах
размещаются предприятия машиностроения и электротех-нич. пром-сти 1/3 занятых
в пром-сти города); особенно развиты авиастроение, произ-во счётно-решающих
устройств, машиностроение (включая судостроение); имеются химич.
(кислоты, удобрения, лаки и краски), деревообраб. (значит, лесопиление)
промышленность;
нефтепереработка (з-д мощностью 4 млн. т в год). В А. широко
представлены швейная (с 1968 действует один из крупнейших в мире центров
- Дом одежды, сосредоточивающий примерно 1/2 оборота этой отрасли в стране),
пищевая, традиционно связанная с использованием привозного сырья и полуфабрикатов
(переработка какао, кофе, табака, кокосового масла, а также местных и привозных
сах. свёклы, картофеля, зерна), пром-сть. А. издавна известен как
крупный центр гранения алмазов и торговли ими.
В послевоен.
период в А. наблюдается рост числа занятых в сфере обслуживания (до 60%
в 1968) и сокращение числа занятых в пром-сти (за 1960-68 на 15%
).
Старое ядро
А.- район плотины на р. Амстел, ныне площадь Дам с королевским дворцом
в стиле голл. классицизма (быв. ратуша, 1648-55, арх. Я. ван Кампен).
В
1610-62 прорыты полукольцевые и радиальные каналы (всего в А. ок. 50 каналов,
ок. 500 мостов). В старом городе вдоль озеленённых набережных -
жилые дома и склады с узкими фасадами, патрицианские дома, госпитали, приюты,
здания гильдий и компаний 16- 18 вв.; гор. ворота и башни 15-17 вв.; церкви
-готические (Ауде керк и Ньиве керк, 15-16 вв.) и с чертами классицизма
(Зёйдеркерк, Вестеркерк и Нордеркерк, 1-я треть 17 в., арх. X. де Кейсер).
В 19 в. П. И. X. Кёйперс построил в духе нидерл. готики Гос. музей (1877-
85) и Центр, вокзал (1881 - 89). Здание биржи (1897- 1903,
арх. X. П. Берлоге) положило начало
новой застройке А., развивающегося
к Ю. (планы 1902-17, арх. Берлаге, застройка в нац.-романтич. духе, арх.
М. де Клерк и др.), 3., С., С.-В. и Ю.-В. (план 1935, арх. К. ван
Эстерен, планировка и застройка в духе функционализма). Много крупных
построек 20 в. (арх. И. М. ван дер Мей, К. П. К. де Базел, И. Ф. Стал,
В. М. Дюдок и др.). В А. -Гос. музей (см. рейксмюсеум), Гор.
музей (искусство 19-20 вв.), Дом Рембрандта и др. музеи.
А., первоначально
рыбачий посёлок, впервые упоминается в 1275. В 1300 (или 1301) получил
гор. право. Ко времени Нидерл. бурж. революции 16 в. занимал ведущее место
среди торг, городов Сев. провинций. Примкнув к революции только в 1578,
А., однако, более всего выиграл от неё. В 17 в., в условиях экономич. подъёма
в Голландии, стал центром торговли и кредита мирового значения (этому способствовал
упадок гл. торг, соперника А.- Антверпена). Вслед за созданием в
А. в 16 в. биржи был осн. в 1609 разменный банк. В 1795-1806 А.-столица
Батавской
республики, затем Нидерл. королевства. Новый экономич. подъём (после
врем, упадка в 18 - нач. 19 вв.), начавшийся со 2-й пол. 19 в.,
был связан с развитием капиталистич. пром-сти, банковского дела, колониальной
торговли. А.- крупнейший центр рабочего движения в стране. Играл ведущую
роль во всеобщей стачке 1903, в февральской забастовке 1941 против нем.-фаш.
оккупантов (был оккупирован немецко-фа-шистскими войсками с мая 1940 по
май 1945).
Лит.: Бааш
Э., История экономического развития Голландии в XVI - XVIII вв. пер. с
нем., М., 1949; Brugmans H. Geschiedenis van Amsterdam, dl 1 - 8 Amst.,
1930; D'Aillу А. Е. [ed.], Ze ven eeuwen Amsterdam, dl 1 - 6, Amst. 1942
- 51. Г. И. Ященко
Илл. см. на
вклейке, табл. XLVII.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я