АМУРСКОГО БАССЕЙНА РЕЧНЫЕ ПОРТЫ
осн. воднотранспортные центры, организующие
перевозки грузов и пассажиров по р. Амуру и притокам, связывающим пром.
р-ны Приамурья с приречными пунктами бассейна, прибрежными р-нами Татарского
прол., о-вами Сахалина и Камчатки. А. б. р. п. возникали и росли по мере
развития экономики Приамурья, приречных населённых пунктов и речного флота
Амурского басе. Суда, приспособленные для плавания в речных и морских условиях,
создадут
возможность прямых перевозок "река - море" и свяжут осн. А. б. р. п. с
побережьем Охотского м. и портами Японии.
Осн. порты
(от устья к верховью Амура): Николаевск-на-Амуре (с 1858),Комсомольск-на-Амуре
(с 1932), Хабаровск (с 1872), Свободный (с 1905).
Вверх по Амуру поступают: нефть и нефтепродукты, пиломатериалы, цемент,
металл, рыба и др.; вниз - лес в плотах, уголь, хлебные грузы, овощи и
др.
Николаевский-на-Амуре
речной порт расположен на лев. берегу Амура, в 80 км от его впадения
в Амурский лиман. Ближайшая ж.-д. ст.- Комсомольск-на-Амуре, в 621 км
выше
по Амуру. Порт оснащён совр. техникой. Важный перевалочный транзитный пункт,
связанный с р-нами ниж. и ср. Амура, Охотского побережья, Камчатки и Сахалина.
Принимает мор. и речные суда, осуществляет бортовую перевалку грузов. Для
нужд города поступают уголь, пром.-продовольств. товары, оборудование,
строит,
грузы. На причалах пром. предприятий выгружаются нефть, нефтепродукты,
цемент, металл; отправляется рыба. Имеются пассажирские причалы,
речной вокзал. С развитием прямых перевозок "река - море" значение порта
как перевалочного пункта уменьшается.
Комсомольский
- на - Амуре речной порт - второй по грузообороту на Амуре, расположен
на левом берегу, в 569 км от устья и соединён с железнодорожной
линией (Волочаевка - Комсомольск - Советская Гавань). Имеет русловое
расположение причалов. В порт прибывают: уголь, лес, пром.-продовольств.
товары,
стройматериалы. Переработка грузов комплексно механизирована. Имеются пассажирские
причалы. Ген. план реконструкции Ком-сомольска-на-Амуре предусматривает
вынос существующего грузового участка порта из центр, части города и стр-во
нового механизир. порта. В центре города осуществляется стр-во речного
вокзала и пассажирских причалов. На причалах пром. предприятий выгружаются
уголь, нефтЬ> металлолом, лес, рыба; отгружаются нефтепродукты.
Хабаровский
речной порт - крупнейший порт Амурского пароходства, расположен в среднем
течении Амура, в 930 км от устья. Обеспечивает связь города по pp.
Амуру, Уссури и Сунгари с Амурской обл., Приморским краем и р-нами ниж.
Амура. Связан ж.-д. веткой с Сибирской ж.-д. магистралью. Включает 3 грузовых
р-на, расположенных на обоих берегах Амура. В порт прибывают: хлебные грузы,
рыба, минерально-строит. материалы. Отправляются: уголь, цемент, металлы
и мети-зы, прод. и пром. товары, хлебные грузы и т. д. Развитие прямых
перевозок "река - море" значительно повысит роль Хабаровского порта в трансп.
связях с Охотским побережьем. В центр, части города расположены пассажирские
причалы, к-рые в ближайшие годы намечено реконструировать. На причалах
пром. предприятий выгружают рыбу, нефть; отправляют нефтепродукты.
Свободненский
речной порт расположен на прав, берегу р. Зеи, в 190 км от устья.
Соединён ж.-д. веткой с Сибирской ж.-д. магистралью. Осн. грузы: лес, пром.-продовольственные
товары, минерально-строит. материалы. Пассажирский причал с речным вокзалом.
На причалах пром. предприятий производится погрузка и выгрузка нефтепродуктов,
зерна, леса, огнеупорной глины. В. Ф. Березин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я