АНАБАПТИСТЫ
(от
греч. anabaptizo - вновь погружаю, т. е. перекрещиваю), перекрещенцы, последователи
одного из наиболее радикальных течений сектантского типа в народном направлении
Реформации в Зап. и Центр. Европе в 16 в. Социальной базой анабаптизма
были гор. плебейство, крестьянство, радикальные слои бюргерства. Пестрота
социального состава предопределила неоднородность социально-политич. и
религ.-догматич. устремлений движения А. Общим в системе их взглядов было:
отрицание крещения детей и требование вторичного крещения (в сознательном
возрасте) при вступлении в анабаптистские общины; отрицание всякой церк.
организации и иерархии, икон, таинств; отрицание необходимости к.-л. духовных
и светских властей, отказ платить налоги, нести воен. службу, занимать
обществ, должности; осуждение богатства и социального неравенства и призыв
к введению общности имуществ; вера в установление тысячелетнего "царства
Христова" на земле {хилиазм) как строя социальной справедливости и др.
Своё происхождение А. вели от радикально-мистич. сект ("цвик-кауские проповедники"
в Тюрингии, сак-раментисты в Нидерландах). Ранее всего распространились
в Германии, где пользовались поддержкой Т. Мюнцера и приняли активное участие
в Крестьянской войне 1524-26, и в Цюрихе (Швейцария), где они отпочковались
от радикальных цвинглиан (см. Цвингли). Среди швейц. А. ведущее место принадлежало
умеренному крылу (К. Гребель, Ф. Манц); представители радикального направления
(Г. Гут, М. Затлер, У. Хугвальд) вступили в связь с вождями восставших
крест, отрядов в Германии, поднимали восстания. Разгром Крест, войны в
Германии, поражение выступлений А.
в Швейцарии, их жестокие преследования (не только католиками, но и протестантами)
привели к перемещению А. в нек-рые имперские города Германии (Страсбург,
Нюрнберг), Моравию (где А. создали колонии с полностью обобществлённым
бытом), Вост. Фрисландию, Прибалтику. Крупнейшими проповедниками А. в это
время были М. Ринк, И. Гуттер, Мельхиор Гофман (см. Мелъхиориты), создавший
свой, насквозь мистич., вариант учения, предрекавший наступление "царства
Христова" в 1533. В нач. 30-х гг. центрами движения А. стали Сев. Нидерланды
и Вестфалия, особенно Мюнстер, где А. удалось захватить власть (Мюнстерская
коммуна, 23 февр. 1534-25 июня 1535). Мюнстер-ские революц. А. (их вожди
- Ян Матис, Иоанн Лейденский) в догматике на первый план выдвигали Ветхий
завет, хилиазм, "божественное откровение"; их программа предусматривала
применение силы для уничтожения существующего строя и для установления
"царства Христова" на земле, введение общности имуществ и всеобщего равенства
в духе уравнительства, новых семейных и морально-этич. норм, опирающихся
на анабаптистское толкование "священного писания". Падение Мюнстера, подавление
выступлений А. в Нидерландах и др. районах привели к разложению анабаптизма
на ряд самостоят, течений: террористически-заговорщическое (последователи
И. Батенбурга - т. н. батенбуржцы), непротивленческое (последователи Менно
Симонса-т. н. меннониты) и компромиссное (последователи Давида Йориса -
т. н. давидйористы), а затем и к ликвидации (с сер. 16 в.) анабаптизма
в его прежней форме. Верх одержали меннониты и др. непротивленческие секты,
положившие начало совр. баптизму.
Лит.: Смирин
М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война,
2 изд., М., 1955; Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая
борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964; Рауnе Е. A., The
anabaptists on the 16-th century and their influence in the modern world,
L., [1949]; Zschabitz G., Zur mitteldeutschen Wiedertiiuferbewegung nach
dem Grossen Bauernkrieg, В., 1958. А. Н. Чистозвонов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я