Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > А. х. д. предприятий и организаций транспорта. А.

А. х. д. предприятий и организаций транспорта. А.

А. х. д. предприятий и организаций транспорта. А. х. д. на ж.-д., водном, автомобильном
и воздушном транспорте имеет целью оценить результаты их работы с позиций
макс, удовлетворения потребностей нар. х-ва и населения. Анализируют выполнение
плана перевозок и погрузочно-разгрузочных работ по общему объёму перевозок
грузов и пассажиров в тонно- и пассажиро-километрах, общую протяжённость
пробегов с учётом соотношения гружёного и порожнего пробега, степень использования
грузоподъёмности транспортных средств, погрузку и выгрузку. Поскольку объём
перевозок предопределяется погрузкой, выполнение плана отделением ж. д.
по эксплуатац. тонно-километрам зависит от приёма гружёных вагонов из др.
отделений и от отправления транспортных средств, погруженных на станциях
данного отделения дороги. Рассчитывается влияние на выполнение плана по
эксплуатационным тонно-километрам отклонений объёма погрузок, протяжённости
гружёного рейса и динамич. нагрузки. Невыполнение плана погрузки нередко
вызывается недостатками в использовании фонда времени и грузоподъёмности
транспортных средств. Выполнение плана по объёму и составу перевозок зависит
и от того, как клиентура выполняет план предъявления грузов к отправке.
Отдельно анализируют влияние использования подвижного состава на размер
пробегов поездов и локомотивов.


В водном транспорте
на выполнение плана перевозок большое влияние оказывает продолжительность
навигации. Это влияние измеряется произведением числа дней удлинения или
сокращения навигац. периода по сравнению с планом на средний плановый объём
перевозок за один день. Объём перевозок по месяцам, особенно в водном транспорте,
значительно колеблется под влиянием сезонности и др. факторов. Изучение
причин неравномерности перевозок, элиминирование влияния не зависящих от
работы транспорта факторов и разработка мероприятий по увеличению равномерности
перевозок <- важные задачи анализа. Оно проводится как по общему
объёму перевозок, так и по важнейшим грузам, перевозимым отдельными видами
транспорта. В результате анализа перевозок и погрузочно-разгрузочных работ
выясняют возможности устранения встречных перевозок, сокращения среднего
радиуса перевозок, улучшения использования времени и мощности транспортных
средств.


От того, как
выполнен план по объёму и составу перевозок, зависит уровень их себестоимости
и рентабельность работы транспорта. Себестоимость перевозок на 10 т-км
и 10 пассажиро-километров сопоставляют с планом и определяют экономию или
перерасход на весь выполненный объём перевозок. Затем фактич. расходы по
элементам затрат сопоставляют с планом, пересчитанным на выполненный объём
работ в т-км. При таком пересчёте проводят группировку расходов на зависящие
и не зависящие от объёма перевозок. Пересчитывают только зависящие расходы
и к ним прибавляют расходы, не зависящие в установленном планом размере.
Зависящие расходы распределяют по видам перевозок. Соответствующими расчётами
определяют влияние на среднюю себестоимость перевозок изменения: структуры
перевозок, объёма перевозок и уровня расходов по сравнению с плановыми
нормами.


В себестоимости
перевозок водным транспортом наибольший уд. вес имеют расходы по содержанию
флота. Перерасход или экономия по ним в значит, мере зависят от длительности
межнави-гац. периода и от рационального использования в этот период судовых
команд на ремонт судов.


Сопоставление
себестоимости перевозок разными видами транспорта даёт возможность выбрать
наиболее экономичный способ транспортировки отдельных видов грузов. В целом
содержание и методы анализа себестоимости перевозок очень близки к анализу
себестоимости пром. продукции.


Важный раздел
анализа - изучение доходов от перевозок и оценка выполнения плана прибыли.
При анализе выполнения плана по доходам от перевозок выясняют влияние изменения
объёма перевозок, а также их структуры по видам грузов. На среднюю доходную
ставку по отдельным видам грузов влияет соотношение перевозок большой и
малой скоростью, а также применение исключит, тарифов и надбавок к тарифу
за перевозку длинномерных грузов, за перевозки в осенний период и т. д.
На среднюю доходную ставку по всему объёму перевозок, кроме того, влияет
состав перевозимых грузов, на к-рые установлены разные доходные ставки.
При анализе выявляют и измеряют влияние всех этих факторов на выполнение
плана доходов от перевозок. В конечном итоге определяют выполнение плана
прибыли и влияние на него объёма перевозок, их себестоимости, изменения
средней доходной ставки, полученных и уплаченных штрафов, пени и др. непланируемых
прибылей и убытков транспорта. В остальном анализ прибыли и рентабельности
проводят в том же порядке, что и на пром. предприятиях.


Анализ финанс.
состояния предприятий и хоз. орг-ций транспорта направлен на оценку обеспеченности
их собств. оборотными средствами, эффективности их использования, проверку
их сохранности, полноты привлечения и обеспеченности кредитов Госбанка.
Особенностью является большое внимание, уделяемое изучению состояния расчётов
между хоз. единицами и вышестоящими орг-циями, а гл. обр.- правильности
и своевременности расчётов за перевозки. Последовательность рассмотрения
отдельных вопросов и методы расчёта показателей финанс. состояния почти
не отличаются от анализа финанс. состояния пром. предприятий.


Лит.: Вейцман
Н. Р., Счетный ана лиз. Основные приемы анализа деятельност] промышленного
предприятия по данным уче та, М.- Л., 1934, 7 изд., М., 1949; Татур С.
К., Анализ хозяйственной деятель ности, М., 1934; Афанасьев А. Анализ отчета
промышленного предприятия М.- Л., 1938; Барнгольц С. Б. Сухарев А. М.,
Экономический ана лиз работы промышленных предприятий М., 1954; Поклад
И. И., Экономически] анализ производственно-финансовой дея тельности промышленных
предприятий, М. 1956; Курс анализа хозяйственной деятель ности, авт. коллектив,
под ред. М. И. Ба какова и С. К. Татура, М., 1959, 2 изд., М. 1967; Экономический
анализ работы пред приятии, авт. коллектив под руководство" А. Ш. Маргулиса,
ч. 1 - 2, М., 1960 - 61 Труды 1-го Всесоюзного совещания "Организация и
методы экономического анализ; работы предприятий", М., 1963; Рубинов М.
3., Савичев П. И., Анали. работы промышленного предприятия, Л. 1964; Дьячков
М.Ф., Учет и анали. хозяйственной деятельности в строительстве М., 1966;
М и т ю ш к и н Т. С., Анали: хозяйственной деятельности социалистических
сельскохозяйственных предприятий М., 1966; Блешенков А., Анали: хозяйственной
деятельности совхозов v колхозов, М., 1966; Экономический анализ деятельности
промышленных предприятий, авт. коллектив, под ред. В. И. Переслегина, М.,
1967. См. также лит. при ст. Технико-экономический анализ хозяйственной
деятельности, Сравнительный (межзаводской, анализ. С. Б. Барнгольц.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я