АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ направление современной буржуазной, главным образом англо-американской,
философии, к-рое сводит философию к анализу языковых и понятийных (рассматриваемых
в конечном счёте обычно так же, как языковые) средств познания.


При этом философско-гносеологич.
анализ средств познания, характерный для классич. философии и связанный
с коренными проблемами соотношения субъекта и объекта, подменяется, как
правило, исследованием частно-научных проблем: логических, логико-лингвистических,
семиотических и пр. В рамках этих исследований представители А. ф. имеют
определённые достижения в изучении особенностей языковых средств философии,
возможностей логич. формализации фрагментов "естественного" языка, логико-се-мантич.
анализе филос. понятий и пр. В то же время понимаемый т. о. анализ сторонники
А. ф. противопоставляют философии как исследованию коренных мировоззренческих
проблем, третируя последнее, как лишённую научно-позна-ват. значения "метафизику".
Тем самым А. ф. продолжает линию позитивизма в совр. философии. Внутри
совр. А. ф. можно выделить два направления: логического анализа философию,
к-рая в качестве средства анализа применяет аппарат современной матем.
логики, и лингвистическую философию, отвергающую логич. формализацию как
основной метод анализа и занимающуюся исследованием типов употребления
выражений в естеств., обыденном языке, в т. ч., когда он применяется при
формулировке филос. понятий. К первому направлению относятся логический
эмпиризм (Р. Карнап, Г. Фейгль, К. Гемпель, Ф. Франк) - непосредств. продолжение
австро-нем, логич. позитивизма на амер. почве, и т. н. логич. прагматизм
(У. Куайн, Н. Гудмен и др.). Философия лингвистич. анализа (Г. Райл, Дж.
Остин, П. Строусон, Дж. Уисдом) получила преобладающее влияние в Великобритании.
Единые в своих претензиях на совершение позитивистской "революции в философии"
оба эти течения выражают, однако, различные умонастроения: в то время как
философия логич. анализа считает себя философией науки и представляет линию
т. н. сциентизма (от лат. scientia - наука) в совр. бурж. философии, сторонники
философии лингвистич. анализа выступают против к.-л. культа науч. знания
и оказываются адептами "естественного" отношения к миру, выраженного в
обыденном языке.


Понятие анализа,
принятое в А. ф., появляется в бурж. философии 20 в. в работах Б. Рассела
и Дж. Мура как определённый метод разработки филос. проблематики в противоположность
спекулятивному системосозиданию, характерному, в частности, для абс. идеализма
Ф. Брэдли и Б. Бозанкета. По существу, исходные установки и осн. направления
А. ф. сложились уже в довоенном неопозитивизме, в частности в логич. позитивизме
Венского кружка и у англ, философов 20-30-х гг.- последователей Мура и
позднего Л. Витгенштейна. Однако сам термин "А. ф." получает распространение
только после 2-й мировой войны, охватывая различные неопозитивистские течения
бурж. философии, предметом анализа к-рых были языковые средства. Распространение
термина "А. ф.", вытесняющего термин "неопозитивизм", связано в основном
с неудачами реализации программы неопозитивизма ещё на ранних его стадиях:
с невозможностью упразднить классич. филос. проблематику, осуществить всеохватывающий
анализ "языка науки" на основе неопозитивистских принципов, полностью "деидеологизировать"
философию и пр. Для А. ф. как совр. этапа эволюции неопозитивизма характерна
тенденция,сохранив идею анализа как "антиметафизики", максимально освободиться
от к.-л. содержательных предпосылок филос. характера, в т. ч. от жёстких
гносеологич. постулатов раннего неопозитивизма (например, принципа верификации),
рассматривать анализ как чистую технику и не ограничивать его к.-л. предвзятыми
формами, связанными с определёнными концепциями знания. Тем самым совр.
А. ф. приходит либо к полной ликвидации себя как философии, при подмене
филос. исследования конкретным логико-лингвистич., логико-семантич. и пр.
анализом, либо к возвращению в завуалированной форме к проблемам филос.
характера. При этом для совр. А. ф. характерны стремления сочетать элементы
различных вариантов анализа и соединять анализ с концепциями экзистенциализма,
неотомизма и др., к-рые традиционно считались антитезой современного позитивизма.


Лит.: Бегиашвили
А. Ф., Метод анализа в современной буржуазной философии, Тб., 1960; Геллнер
Э., Слова и вещи, пер. [с англ.], М., 1962; Богомолов А. С., Англо-американская
буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964, гл.. 9,10; Хилл Т. И.,
Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965, ч. 5; Современная
идеалистическая гносеология, М., 1968; Рар A., Elements of analytic philosophy,
N. Y., 1949; The revolution in philosophy, with an introduction by G. Ryle,
L., 1956; Urmsоn J. O., Philosophical analysis, Oxf., 1956; Classics of
analytic philosophy, ed. by R. Ammerman, N. Y., 1965. В. С. Швырев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я