АНГЕЛЫ
(греч.
angelos- вестник), в иудейской, христ., мусульм. и в некоторых др. мифологиях
существа, промежуточные между богом и людьми, посредники между ними. Ветхозаветные
представления об ангелах, восходящие, видимо, к политеистич. верованиям,
частично же - к ассиро-вавилонским мифологич. образам, были восприняты
Новым заветом ц стали одним из осн. элементов христ. мифологии. Согласно
этой мифологии, А. бессмертны, могущественны, обладают знанием будущего
(хотя и могущество, и знания их ограничены). И позд-неиудейская и христ.
мифологии содержат понятие "падшие А.", к-рые возглавляются дьяволом, или
сатаной, и толкают людей на грехи. В позднеиудейской религии была разработана
дифференциация А., получившая развитие в христ. мифологии; были выделены
херувимы, серафимы, 4 князя А. (архангелы). В христ. мифологии пользовались
наибольшим почитанием архангелы: Михаил - вождь небесной рати, Гавриил
- вестник бога (согласно евангелиям, объявивший Марии о грядущем рождении
Христа), Рафаил - целитель и Ури-ил - А. раскаяния. Архангелам приписывалась
функция представления людей на суд божий. Один из основоположников христ.
мистики, визант. богослов Псевдо-Дионисий Ареопагит (4 в.) по аналогии
с делением визант. придворных чинов на 9 рангов разработал иерархию А.-
9 хоров ("чинов") А.
Высшие разряды
А., к к-рым были отнесены серафимы и херувимы, мыслилию стоящими в непосредств.
близости к богу низшие-к человеку. Христ. искусст. первоначально изображало
А. в человеческом облике, с кон. 4 в., когда утвердилось представление
о бестелесном А., их стали изображать крылатыми В мифологии ислама 4 архангела
(мукар, рабун): Джибрил, Микаил, вестник страшного суда Исрефил и архангел
смерти Азраил. А. П. Каждан, М. И. Заш
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я