АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
законы ряда бурж. гос-в, принятые формально в целях
ограничения деятельности трестов, картелей и других форм монополий. Первым
таким законом был закон Шермана, изданный в США в 1890. В конце 60-х гг.
20 в. А. з. имелось в большинстве капиталистич. стран Европы, в Японии,
Израиле, ЮАР, Австралии, Н. Зеландии, Аргентине, Бразилии, Мексике, Колумбии.
Антитрестовские положения содержатся также в Римском договоре 1957 о создании
Европейского экономического сообщества (т. н. "Общий рынок").
Появление А.
з. и его развитие связаны с ростом недовольства мелких н средних предпринимателей,
а также широких слоев населения всё усиливающимся гнётом крупного капитала
и монополий. С помощью этих законов бурж. гoc-ва стремятся ослабить накал
антимонополистич. борьбы и посеять в массах реформистские представления
о том, что гос. контроль устраняет якобы господство монополий в совр. капиталистич.
обществе. Антитрестовские законы, принятые в последние десятилетия, тесно
связаны с общей системой мер, с помощью к-рых бурж. гос-во пытается воздействовать
на рыночные отношения и формы объединения предпринимателей. А. з. широко
рекламируется в бурж. экономич. и правовой литературе как доказательство
борьбы бурж. гос-ва с монополиями, как одно из проявлений т. н. "регулируемого"
или "народного" капитализма. На самом деле А. з.- одно из специфич. проявлений
гос. вмешательства в экономику, характерного для эпохи государственно-монополистического
капитализма. Оно ограничивает нек-рые наиболее грубые и очевидные приёмы
монополистич. деятельности, оказывает определённое воздействие на характер
конкурентной борьбы, но никогда не задевает важнейших интересов крупных
монополий.
Наиболее "строгим"
и разработанным принято считать А. з. США, т. к. в нём содержится немало
запретительных положений. Ещё закон Шермана формально поставил вне закона
тресты, пулы и иные объединения предпринимателей, если они ограничивали
торговлю между штатами или с другими государствами, запрещал "монополизацию"
такой торговли. Рядом более поздних законов (Акт о федеральной торговой
комиссии 1914, Акт Клейтона 1914 и др.) были запрещены "нечестная торговая
практика", дискриминация в ценах, слияние компаний и др. формы объединения,
если они вели к "существенному ослаблению конкуренции". Была предусмотрена
уголовная ответственность предпринимателей за. нарушение антитрестовских
законов (штраф или тюремное заключение на срок до 1 г.), а также роспуск
по приказу судов незаконных объединений. Однако монополистич. капитал США
без труда приспособился к А. з. прежде всего благодаря тому, что само это
законодательство содержит ряд прямых исключений, не распространяя свои
нормы на капиталистов, занятых в экспортной торговле, в транспортной системе,
в банковском деле, а также на целый ряд отраслей произ-ва (военная пром-сть,
атомная энергия и т. д.). Крупные корпорации используют легальные с точки
зрения А. з. формы объединений и монополистич. деятельности - держательские
компании (холдинг-компани), "конгломеративные слияния" (т. е. объединения
компаний, относящихся к разным отраслям торговли или пром-сти), а также
скрытые приёмы установления монополистич. господства - "джентльменские
соглашения", "лидерство в ценах" и т. д. Большую помощь монополиям оказывают
суды США, к-рые своими постановлениями (напр., по делу сахарного, табачного,
стального трестов и т. д.) значительно сузили рамки применения А. з. Но
и судебные решения о штрафах и реорганизациях незаконных объединений (напр.,
по делу "Дженерал моторс" 1957, алюминиевой компании "Алкоа" 1964) ведут
лишь к перестройке структуры монополий, а не к их подрыву или уничтожению.
Практически за всю историю А. з. капиталисты лишь один раз были осуждены
за нарушение А. з. (по делу электротехнич. корпораций в 1961),< но
и то к месячному тюремному заключению были приговорены не хозяева монополии,
а семеро её служащих. Зато (вплоть до 30-х гг. 20 в.) А. з. неоднократно
использовалось для судебных расправ над организаторами рабочих забастовок,
приравненных к "незаконному тресту".
В большинстве
капиталистич. стран А. з. не содержит даже формального запрещения монополий,
а предусматривает лишь частичный гос. контроль за нек-рыми нежелательными,
с точки зрения бурж. гос-ва, приёмами предпринимательской деятельности
(т. н. ограничительная деловая практика, нечестная торговля и т. п.). Так,
Акт о монополиях 1965 в Англии предусматривает возможность расследования
отдельных слияний компаний, закон 1957 в ФРГ признаёт недействительными
(с многочисленными изъятиями) картельные соглашения предпринимателей и
т. д. С целью стабилизации рыночных отношений адм. органы капиталистич.
стран наделены определёнными правами по регулированию конкурентной борьбы,
однако такое "антимонополистическое" регулирование не подрывает позиций
монополий.
Лит.: Жидков
О. А., Антитрестовское законодательство в США, М., 1963; его же, Законодательство
о капиталистических монополиях, М., 1968; Мозолин В. П., Корпорации, монополии
и право в США, М., 1966; Perspectives on antitrust policy, Princeton, 1965;
К а у-sen C., Turner D., Antitrust policy, Camb., 1959; Kartelle und Monopole
in modernen Recht, Karlsruhe, 1961; Саrabibеr С., Trusts, cartels et ententes,
P., 1964. О. А. Жидков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я