АНУЙ
Ануйль (Anouilh)
Жан (р. 23.6.1910, Бордо), французский драматург. Имеет незаконч. юридич.
образование. Первые драмы А. ("Горностай", 1934; "Путешественник без багажа",
1937; "Дикарка", 1938) построены на моральном конфликте благородного героя
с ложью и жестокостью, носят камерный характер. Позднее А. объединил их
в цикл "чёрные пьесы". В "новые чёрные пьесы" (1946) включены трагедии
на библейский ("Иезавель"), а также на шекспировский ("Ромео и Джульетта")
и античные ("Медея", "Антигона") сюжеты. Герои А. во имя этич. принципа
отвергают компромисс и гибнут ("Антигона", пост. 1943, изд. 1944); эта
идея в пьесах 40-х гг. носит характер безнадёжности и выражена в духе экзистенциализма.
К "чёрным пьесам" примыкает цикл "костюмированные пьесы" (I960): ист. драмы
"Жаворонок" (1953), где нар. героиня - Жанна д'Арк утверждает своё человеч.
достоинство, спасая от порабощения народ Франции; "Беккет, или Честь божья"
(1959). Иронически-лирич. комедии А. объединены в циклы "розовые пьесы"
(194?, "Ужин в Санлисе", "Леокадия" и др.) и "блестящие пьесы" ("Сесиль,
или Урок отцам", 1951, и др.), герои к-рых находят счастье, отгораживаясь
от мира страдания и жестокости, хотя условная театральность комедий подчёркивает
иллюзорность этого счастья. Сатирич. комедии А. объединены в цикл "колючие
пьесы" (1956): "Орнифлъ, или Сквозной ветер"; "Бедняга Битос...", где тенденциозно
пародируется образ Робеспьера и проводится мысль, что любое насилие является
злом. Разнообразие и новизна сюжетов, непринуждённость диалога, действенность
и эмоциональность, юмор - всё это определяет яркую театральность пьес А.
Соч.: Theatre complet, [t.
1 - 6], P., 1962; La foire d'empoigne, P., 1961; в рус. пер.- Пьесы, т.
1-2, [Послесл. Л. Зониной], М., 1969.
Лит,: 3онина Л., Жан Ануйль,
в кн.: Современная зарубежная драма, М., 1962; История французской литературы,
т. 4, М., 1963; Luрре R. de, Jean Anouilh, P., [1959]; Вorgal С., Anouilh,
la peine de vivre, [P.], 1966 (имеется библ.).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я